Биография бондарева юрия васильевича. Краткая биография юрия бондарева Ю бондарев произведения о войне


Есть много писателей, которые знают о Великой Отечественной войне не понаслышке. Они сами воевали и имеют полное право писать о том страшном времени. К таким писателям относится и Юрий Бондарев. Его правдивые и честные книги несли страшную правду о суровом времени. Они переводились на разные языки мира, по ним снимали фильмы и ставили спектакли. Что мы знаем об этом человеке? В каком городе родился Юрий Бондарев? Биография и творчество одного из знаковых писателей советской эпохи будет представлена в статье.

Биография

Он родился в Оренбургской области в 1924 году. Когда началась Великая Отечественная война, Юрий заканчивал десятый класс. Беззаботная юность закончилась, мечты и планы пришлось оставить в счастливом прошлом. Вчерашним школьникам пришлось повзрослеть буквально за одну ночь. Юрий Бондарев, как и огромное количество его ровесников, стремился попасть на фронт. Но прежде всего необходимо было получить военную профессию, чтобы приносить реальную пользу.

На фронт Бондарев попал только через год после начала войны, окончив к тому времени пехотное училище. Оно давало ему право стать командиром минометного расчета. Огромное влияние на формирование его жизненных и творческих взглядов оказала война. Многим читателям наверняка интересно узнать, где он воевал и в каких сражениях принимал участие. Будущий писатель попал в самое пекло - Сталинград.

Изучая воспоминания фронтовиков и материалы о войне, мы знаем, что в 1942 году здесь было много убитых и раненых. Сталинградская битва стала переломным моментом в войне. Был ранен и Юрий Бондарев. Он был направлен в госпиталь, а после выздоровления освобождал Киев, Польшу, Чехословакию. Окончание войны застало его на обучении в артиллерийском училище. Что еще известно об этом человеке и будущем писателе?

Любопытные факты о жизни и творчестве писателя

  • В детские годы любимыми занятиями были - охота, рыбалка, ночные разговоры у костра.
  • После войны пытался заниматься самой разной работой, но внутренняя неуспокоенность не давала ему сделать окончательный выбор профессии.
  • Благодаря приятелю, который прочитал его тетрадь с записями и рассказами о войне, решил стать писателем.
  • Юрий Бондарев книги стал писать в послевоенные годы. К писательскому мастерству отнесся очень серьёзно, окончил
  • Большую поддержку начинающему писателю оказал Константин Паустовский. Он всегда помогал ему советами.
  • Среди книг о войне Юрий Бондарев высоко оценивает повесть Виктора Некрасова "В окопах Сталинграда".
  • Создал новый жанр - миниатюры с философским уклоном. Они входят в его книгу "Мгновения".
  • За духовность и высокую нравственность своих произведений был награжден Патриаршей премией.
  • Любимые писатели: Иван Бунин, Лев Толстой, Федор Достоевский. Из современных авторов нравится Захар Прилепин.

"Горячий снег"

Одна из самых удивительных и правдивых книг о войне. Этот роман был написан спустя двадцать лет после её окончания. Невозможно было найти человека в СССР, который бы не читал эту книгу, как впоследствии трудно было найти того, кто не смотрел одноименный фильм. Отличительная особенность данного произведения в том, что здесь нет приукрашенной действительности. Война - это кровь, грязь, муки и страдания. Вчерашние школьники, которые ещё не успели найти себя, на войне вынуждены командовать ротами и полками, нести ответственность за хрупкие жизни других людей.

Время действия романа - 1942 год, Сталинград. Книга была написана на основе личных воспоминаний Юрия Бондарева, поэтому здесь нет приукрашивания действительности. Основной образ в романе - лейтенант Юрий Кузнецов, которому ещё нет и двадцати лет. Писатель не идеализирует своего героя. Ему не чужды страх, сомнение, нерешительность, но вместе с тем Бондарев показывает силу духа и мужества совсем ещё молодого юноши. "Горячий снег" - это настоящая правда о самом трагическом моменте в истории войны.

"Батальоны просят огня"

Еще одно произведение о войне, которое просто необходимо читать. Книга была экранизирована и фильм с большой любовью был принят зрителями и критиками. Эту книгу невозможно читать без слез. При штурме Днепра погибло огромное количество человек. Оправданны были эти жертвы? Возможно ли было другое развитие событий? В своей повести Бондарев поднимает проблему, которая долго замалчивалась в литературе того времени, - ответственность главнокомандующих за жизни обычных, рядовых солдат. Наряду с этим описывается подвиг русских людей, которые погибали, защищая свою Родину. Им тоже хотелось жить и любить, но по-другому они просто не могли. Повесть удивительно лирична, несмотря на жесточайший реализм происходящего.

Юрий Бондарев: рассказы

Первые произведения писателя высоко оценивал Паустовский. Особенно ему нравился рассказ "Поздним вечером". О чем он? Сюжет достаточно прост. Коля с другом Мишей ждет свою маму. За окном непогода, буран. Коля отпускает Мишу домой и ему становится страшно. Но постепенно страх одиночества сменяется переживаниями за маму. Мальчик волнуется уже не за себя, а за самого близкого человека.

У писателя есть несколько десятков рассказов, читая которые можно лучше понять его творчество. Отличительные их черты: человечность, порядочность, гуманность и справедливость.

Основные принципы жизни и творчества

  • Настоящее проявляется в поступках. Можно сколько угодно рассуждать на тему патриотизма, а можно делать что-то конкретное для своей страны.
  • Мир держится на трех вещах: культуре, образовании, интеллекте.
  • Настоящая литература не должна заниматься нравоучениями, в ней описываются только реальные вещи.
  • Классическая русская литература - главный помощник в борьбе с невежественностью.
  • Нельзя предаваться унынию. Больше оптимизма!
  • Обязательно ставить высокие цели и стремиться к их достижению.
  • В каждом хорошем произведении должны присутствовать две вещи: интрига и интерес.

Имя: Юрий Бондарев (Yuriy Bondarev)

Возраст: 94 года

Место рождения: Орск, Оренбургская губерния

Деятельность: писатель и сценарист

Семейное положение: женат

Биография

Известный писатель, сценарист, Герой Соцтруда Юрий Васильевич удостоен звания лауреата Ленинской и Государственных премий. Его произведения знает весь мир.

Родом писатель из Оренбургской области, из города Орск. Отец, получив юридической образование, работал следователем, мать была домохозяйкой. Сначала семья проживали на юге Урала, потом некоторое время жили в Средней Азии. Когда Юре исполнилось 7 лет, родители переехали в столицу. Там будущий писатель окончил среднюю школу. С началом войны семью эвакуировали в Казахстан, но Юрий не хотел оставлять свою родину в опасности.


Юноша участвовал в войне 1941-1945 годов, вернулся домой в звании младшего лейтенанта. Частично его биография стала военной. С самого начала войны он строил укрепления для обороны Смоленска. После окончания средней школы, в 1942 году, учился в пехотном училище Бердичева, эвакуированном в Актюбинск. После прохождения курса обучения молодых курсантов направили под Сталинград. Бондарев командовал миномётным расчётом.

Ранения

Бондареву довелось испытать все ужасы военных действий. Когда шли бои под Котельниковским, Юрий был контужен, обморожен и ранен в спину. Вылечившись, он снова пошёл на фронт в стрелковую дивизию на Воронежский фронт. Форсировал Днепр и освобождал столицу Украины. Его снова ранили, он опять попал в госпиталь. Он смело сражался с врагом, потому был отмечен медалью «За отвагу».


Вторую медаль он получил за то, что была отражена атака немцев под городом Каменец-Подольский. На территории России для Бондарева война не закончилась, он освобождал Польшу и Чехословакию. Зимой 1945 года его демобилизовали по ранениям.

Литература, книги

После Победы и увольнения из армии будущий писатель решает изменить свою биографию. Он долго искал себя, занимаясь разной работой. Случайно один из его друзей заинтересовался теми черновиками рассказов, которые сочинял Бондарев о прожитых годах на войне. Будущий писатель к писательству относился серьёзно, с внутренним трепетом.

Константин Георгиевич Паустовский вселил уверенность в Юрии Васильевиче. Он давал начинающему писателю необходимые советы. Бондарев поступает в литературный институт. Через два года после окончания вуза он выпускает свой первый сборник рассказов, спустя 9 лет выходит его второй сборник.

Бондарев начинает создавать сценарии для фильмов. Несколько картин были сняты: «Батальоны просят огня», «Последние залпы», «Горячий снег», «Берег», «Освобождение». В основе сюжетов произведений писателя были только реальные события и люди. Писателю ничего не нужно было придумывать, он всё видел сам и испытал всю тяжесть войны на себе. Газета «Красная Звезда» писала про подвиг красноармейца Василия Свинина.

Об этом герое упоминал в одном из своих произведений и писатель. Роман "Горячий снег" писался в течение четырёх лет. Герой Бондарева существовал на самом деле. Таких молодых лейтенантов посылали на фронт ещё не обстрелянными. Кузнецов сделал всё от него зависящее, чтобы заслужить уважение своих подчинённых. Писателю удалось показать читателю, как на войне формируется личность.

Новые романы

В романах, написанных в 70-е годы, писателя начинают волновать другие темы. Героическая тема продолжается, но теперь добавляются размышления о жизни, о её смысле. Ему удалось создать новый жанр, его произведения стали миниатюрами с философскими размышлениями. Рассказы писателя имеют свои отличительные черты. Они человечны, порядочны, гуманны и справедливы. Человека определяют его поступки. Иногда Бондарев выступает, как пророк, рассуждая о том, что будет, если Советский Союз распадётся. Писатель ведёт активную общественно-политическую деятельность.

Его часто выбирают в качестве депутата, Бондарев смело высказывается о недальновидности политики М.С.Горбачёва. В СМИ и на телевидении стали часто выдумывать те факты, которые очерняют прошлое Родины, искажают действительность. Это очень огорчало и возмущало автора правдивых произведений. С 1991 по 2013 год был председателем в Российском Союзе писателей, при его участии выпускался известный литературный журнал «Роман-газета».

Личная жизнь

Юрий Васильевич женился один раз в своей жизни. Его супруга Валентина Никитична родила двух дочерей Елену и Екатерину с разницей в 8 лет. У писателя подрастают правнук Юрий и правнучка Лиза. Мальчик любит петь, а девочка во сне говорит по-английски. Бондаревы гостеприимны. У их семьи всегда были хорошие отношения с Виктором Розовым, Владимиром Тендряковым.


Писатель был хорошо знаком с маршалом Жуковым , маршалом Чуйковым. Бондарев очень увлекался живописью, любил великих русских художников. Писатель боролся за доступность культуры, за чистоту русского языка. Увлекался охотой и рыбалкой.


Книги писателя перевели на 85 языков, но он не стал лауреатом Нобелевской премии. Юрий Васильевич очень любил своих родителей, отец его дожил до 92 лет. Его биография жизни была очень трудной. По ложному доносу его арестовали и посадили на 10 лет, вернулся больным туберкулёзом. Юрий Васильевич пытался его вылечить, но всё безуспешно. В роду у Бондаревых все мужители - долгожители.

Юрий Васильевич Бондарев. Родился 15 марта 1924 года. Русский советский писатель и сценарист. Герой Социалистического Труда (1984), лауреат Ленинской (1972) и двух Государственных премий СССР (1977, 1983).

Юрий Бондарев родился 15 марта 1924 года в городе Орске Оренбургской губернии (ныне Оренбургская область).

Отец - Бондарев Василий Васильевич (1896-1988), работал следователем.

Мать - Бондарева Клавдия Иосифовна (1900-1978).

В 1931 году они переехали в Москву.

Участник Великой Отечественной войны (с августа 1942 года), младший лейтенант.

В 1941 году комсомолец Бондарев вместе с тысячами молодых москвичей участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском.

Летом 1942 года, после окончания 10 класса средней школы, направлен на учёбу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в город Актюбинск.

В октябре 1942 года курсанты были направлены под Сталинград. Бондарев зачислен командиром миномётного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. В боях под Котельниковским (ныне Котельниково) был контужен, получил обморожение и лёгкое ранение в спину. После лечения в госпитале служил командиром орудия в составе 89-го стрелкового полка 23-й стрелковой дивизии Воронежского фронта.

Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь.

За уничтожение в районе села Боромля Сумской области из боевых порядков пехоты трёх огневых точек, автомашины, противотанковой пушки и 20 солдат и офицеров противника был награждён медалью «За отвагу».

За подбитый танк и отражение атаки немецкой пехоты в районе города Каменец-Подольский награждён второй медалью «За отвагу».

С января 1944 года Ю. Бондарев воевал в рядах 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией.

Член ВКП(б) с 1944 года.

В октябре направлен в Чкаловское артиллерийское училище и после окончания учёбы в декабре 1945 года признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям.

Окончил Литературный институт им. А. М. Горького (1945 - 1951).

Дебютировал в печати в 1949 году. Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953 году. Автор рассказов (сборник «Поздним вечером», 1962), повестей «Юность командиров» (1956), «Батальоны просят огня» (1957; 4-серийный фильм «Батальоны просят огня» по мотивам повести, 1985), «Последние залпы» (1959; одноимённый фильм, 1961), «Родственники» (1969), романов «Горячий снег» (1969; одноимённый фильм, 1972), «Тишина» (1962; одноименный фильм, 1964), «Двое» (продолжение романа «Тишина»; 1964), «Берег» (1975; одноименный фильм, 1984).

Автор сценария фильма, снятого по роману «Горячий снег» (1972). Один из авторов сценария киноэпопеи «Освобождение» (1970) и фильма «Батальоны просят огня». В основу этих романов положена история красноармейца Свинина Василия Афанасьевича, служившего в полку артиллерии НКВД. Из всего личного состава только он один остался в живых, получил тяжёлое ранение. О подвиге Свинина писала в 1944 году газета "Красная Звезда".

В своих романах 70-х годов ХХ века и позже писатель напряженно размышляет о судьбах Советского союза и России, во многом предвидит причины развала СССР и последующей деградации советского общества, размышляет о смысле жизни, о смерти, о вреде конформизма, исследует тончайшие чувства и переживания человека в переломные и судьбоносные моменты личной и общественной истории.

Подписал Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове.

Депутат Совета Национальностей ВС СССР 11-го созыва (1984-1989) от Карачаево-Черкесской автономной области.

Делегат XIX Всесоюзной конференции КПСС (1988).

На XIX Всесоюзной партийной конференции 29 июня 1988 года Юрий Бондарев с трибуны сравнил горбачёвскую перестройку с самолётом, который подняли в воздух, не зная, есть ли в пункте назначения посадочная площадка. Там же он резко осудил очернение советского прошлого и советской действительности, которое тогда разворачивалось в печати и телевидении.

Член ЦК Компартии РСФСР (1990-1991).

В 1991 году подписал обращение «Слово к народу».

В январе 1992 года во главе группы советских писателей сжёг чучело Евгения Евтушенко в знак протеста против преобразования Союза писателей СССР в Содружество Союзов писателей.

В 1994 году публично отказался принять орден «Дружбы народов» по случаю своего 70-летия от . Свою позицию он выразил в телеграмме на имя первого президента России, в которой указал: «Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны».

Председатель правления Союза писателей России в 1991-2013 годах.

Был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».

С 2001 года член редакционной коллегии журнала «Мир образования - образование в мире».

Почётный член Санкт-Петербургской общественной организации Академии русской словесности и изящных искусств имени Г. Р. Державина.

Личная жизнь Юрия Бондарева:

Жена - Бондарева Валентина Никитична (1927 г. рожд.). Дочери: Елена (1952 г.р.) и Екатерина (1960 г.р.).

Хобби: живопись - как исследователь и собиратель.

Романы Юрия Бондарева:

Батальоны просят огня М., Советский писатель, 1957
Тишина (1962)
Двое (1964)
Горячий снег (1970)
Берег (1975)
Выбор (1981)
Игра (1985)
Искушение (1992)
Непротивление (1996)
Бермудский треугольник (1999)
Без милосердия (2004)

Повести Юрия Бондарева:

Юность командиров (1956)
Последние залпы (1959)
Родственники (1969)


Дата рождения: 15.03.1924

Русский, советский писатель, прозаик, сценарист, публицист. "Классик" военной прозы. Ветеран Великой Отечественной Войны. Основная проблематика произведений: проблема нравственного выбора (как в военное, так и в мирное время), поиск человеком своего места в мире.

Юрий Васильевич Бондарев родился в городе Орске Оренбургской области. Отец (1896-1988) работал народным следователем, адвокатом, административным работником. В 1931 Бондаревы переехали в Москву.

Школу Бондарев закончил в эвакуации и сразу же был направлен во 2-е Бердичевское пехотное училище в городе Актюбинске. В октябре того же года курсанты были переброшены под Сталинград. Бондарев был зачислен командиром минометного расчета. В боях под Котельниковым он был контужен, получил обморожение и легкое ранение в спину. После лечения в госпитале служил командиром орудия, участвовал в форсировании Днепра и штурме Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в госпиталь. С января 1944 года Ю. Бондарев воевал в Польше и на границе с Чехословакией. В октябре 1944 был направлен в Чкаловское училище зенитной артиллерии и после окончания учебы в декабре 1945 года был признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям. Закончил войну в звании младшего лейтенанта.

Дебютировал в печати в 1949. Окончил Литературный институт им. А. М. Горького (1951 семинар К.Г. Паустовского). В том же году был принят в Союз писателей СССР. Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953.

Произведения Бондарева быстро завоевывают популярность и он становится одним из самых печатаемых авторов.

Помимо литературной деятельности Бондарев уделяет внимание кинематографу. Выступает как автор сценария к экранизациям собственных произведений: «Последние залпы», «Тишина», «Горячий снег», «Батальоны просят огня», «Берег», «Выбор». Также Ю. Бондарев был одним из сценаристов киноэпопеи «Освобождение», посвященной глобальным событиям Великой Отечественной войны. В 1963 году Ю. Бондарев был принят в Союз кинематографистов. В 1961-66 годах он являлся главным редактором Объединения писателей и киноработников на студии «Мосфильм».

Занимал руководящие должности в Союзе Писателей: был членом (с 1967) и секретарем правления (1971-август 91), членом бюро секретариата правления (1986-91), секретарем правления (1970-71), первым зам. председателя правления (1971-90) и председателем правления СП РСФСР (декабрь 1990-94). Кроме того Ю. Бондарев был председателем правления Российского добровольного общества любителей книги (1974-79), членом редколлегии журнала . Бондарев член Высшего творческого совета СП России (с 1994), почетный сопредседатель СП Подмосковья (с 1999). Член редколлегий журналов "Наше наследие", " ", "Кубань" (с 1999), "Мир образования - образование в мире" (с 2001), газеты "Лит. Евразия" (с 1999), Центрального совета движения "Духовное наследие". Академик Академии российской словесности (1996). Избирался депутатом и зам. председателя Совета Национальностей ВС СССР (1984-91). Входил в Думу Славянского Собора (1991), Думу Русского Нац. Собора (1992).

Ю. Бондарев последовательно придерживается коммунистических убеждений. Он был членом ЦК Компартии РСФСР (1990-1991). В 1991 году подписал обращение «Слово к народу» в поддержку ГКЧП.

Женат, двое детей (дочери).

Ю. Бондарев вышел из редколлегии журнала в знак протеста против публикации романа "Октябрь Шестнадцатого"

В 1989 Ю. Бондарев заявил, что не считает "возможным быть в составе учредителей советского ПЕН-центра", поскольку в списке учредителей есть те, "с кем я в нравственном несогласии по отношению к литературе, искусству, истории и общечеловеческим ценностям".

В 1994 году Ю. Бондарев отказался от награждения орденом Дружбы народов, написав в телеграмме Президенту РФ Б.Н. Ельцину: «Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны».

Награды писателя

Ордена и медали
Орден Ленина (дважды)
Орден Октябрьской революции
Орден Трудового Красного Знамени
Орден Отечественной войны 2-й степени
Орден «Знак Почета»
Медаль «За отвагу» (дважды)
Медаль «За оборону Сталинграда»
Медаль «За победу над Германией»
Золотая медаль имени А. А. Фадеева (1973)
Медаль За укрепление боевого содружества (1986)
Орден Дружбы народов (1994, от награждения отказался)
Медаль «За заслуги в пограничной службе» 1-й степени (1999)
Медаль ЦК КПРФ «90 лет Великой Октябрьской социалистической Революции» (2007)

Другие награды
Большая звезда Дружбы народов (ГДР)
(1972, за сценарий к/ф "Освобождение")
Государственная премия РСФСР (1975, за сценарий к фильму «Горячий снег»)
(1977, 1983, за романы «Берег» и «Выбор»)
Герой Социалистического Труда (1984)
Всероссийская премия «Сталинград» (1997)
Премия "Золотой кортик" и диплом Главкома ВМФ (1999)
Почётный гражданин города-героя Волгограда (2004)

Литературные премии
Премии журнала (дважды: 1975, 1999)
Премия имени Льва Толстого (1993)
Международная премия имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства (1994)

Общероссийская литературная премия " " (2013)

Юрий Васильевич Бондарев - прозаик, эссеист, публицист - родился 15 марта 1924 года в г. Орск Оренбургской области. В детстве вместе с семьей много ездил по стране.

С 1931 семья обосновалась в Москве, где прошли школьные годы будущего писателя. После окончания школы был призван в армию, направлен в Чкаловское артиллерийское училище, а затем на фронт. Неизмеримо трудные дороги артиллериста Бондарева пролегли от берегов Волги до границ Чехословакии. Командир орудия, Бондарев был дважды ранен, четырежды награжден орденами за боевые заслуги. После окончания войны и демобилизации в 1946 Бондарев поступил после недолгих колебаний в Литературный институт им. М. Горького, где занимался в творческом семинаре К. Паустовского.

Первый рассказ Бондарева «В пути» появился в молодежном журнале «Смена» в 1949 , и с этого времени началась профессиональная деятельность писателя. В ранних рассказах Бондарева, как и во всей беллетристике того времени, превалировала тема мирного труда представителей самых разных профессий. Несмотря на то, что в прозе Бондарева можно было отметить точную психологическую обрисовку характеров, пластическое воспроизведение реального мира, глубину и бескомпромиссность нравственных коллизий, эти рассказы не выделялись из общего потока литературы подобного рода. После окончания Литературного института в 1951 Бондарев был принят в члены СП СССР.

В 1953 был издан сборник его рассказов «На большой реке».

Настоящий творческий успех принесли Бондарев «военные повести» конца 1950-х - начала 1960-х. Этот цикл открывала повесть «Юность командиров» (1956 ). Героями Бондарев стали офицеры и курсанты военного училища, прошедшие суровую школу на передовой.

Следующие повести - «Батальоны просят огня» (1957 ) и «Последние залпы» (1959 ) - сделали Бондарева известным писателем, которого критика причислила к т.н. «лейтенантской прозе». В этих произведениях сложилась в основных чертах поэтика изображения войны, присущая Бондареву-прозаику. Ему свойственно стремление к точной психологической детализации событий (все критики отмечали «эффект присутствия», «верность правде», «смелость батальных эскизов», «окопную правду»), экспрессивному действию в максимально-напряженных, порой безвыходных ситуациях. Рассматривая своего героя перед лицом смерти с состраданием и верой, Бондарев показывает, как человек овладевает «великой тайной», «осознав ценность жизни, перестает бояться смерти и, умирая во имя убеждений и веры, сеет зерна добра...» (Бондарев Ю. Поиск истины. М., 1979. С. 14).

В 1958 выходит еще один сборник прозы Бондарева «Трудная ночь», в 1962 - «Поздним вечером», основу которых составляют публиковавшиеся ранее произведения. Параллельно с военной темой у Бондарева развивается тема современности, связанная с художественным постижением послевоенного времени, так поразившего «тишиной» вернувшихся с фронта солдат, обострившего забытые из-за войны конфликты как семейного, так и общественного характера.

В 1960 появляется в печати большой роман писателя «Тишина» и повесть «Родственники» (1969) . Бондарев пытается углубить психологическую характеристику персонажей, создать полнокровные образы людей со своей собственной биографией, манерой мышления, со своим страданием и ощущением ненужности в этом новом, невоенном мире.

И вновь от современной темы Бондарев обращается к войне.

В 1970 выходит из печати роман «Горячий снег», который в литературе того времени наряду с повестями В. Астафьева, К. Воробьева, В. Кондратьева, В. Быкова, В. Богомолова и др. составлял ядро «военной прозы».

Роман «Горячий снег» посвящен казалось бы локальным событиям - одному дню из жизни артиллерийской батареи Дроздовского, которая на подступах к Сталинграду вела ожесточенные бои, выбивая фашистские танки и не допуская соединения вражеских войск. Оптимистический финал романа, по-видимому, дань времени (батарею находят, раненых увозят в тыл, а героев тут же на передовой награждает сам генерал Бессонов), не заслонял трагической сути происходившего.

С середины 1970-х начинается новый этап в творчестве Бондарева. Писатель соединяет военную тему с современной, а героем его произведений становится художник. Романы «Берег» (1975 ), «Выбор» (1980 ), «Игра» (1985 ) составляют своеобразную трилогию, посвященную сложной и трагической жизни бывшего фронтовика (писателя, художника, кинорежиссера), который в современной жизни обнаруживает утрату тех мощных нравственных импульсов, которые поддерживали его во время войны. Выбор героя, связанного с творческой профессией, говорит о попытках авторского самоопределения и самоидентификации. Эти тенденции усиливались в конце XX в., становясь одной из определяющих черт литературного процесса. Все три романа построены по одному структурному принципу: чередованием глав, посвященных современности, и глав-воспоминаний о войне.

В конце 1970-х Бондарев размышлял о новом типе романа - «нравственно-философском с изобразительно-мыслительной тканью». В этом романе эмоциональный, «рисующий», лирический элемент проявляется при изображении событий прошлого, мыслительное начало непосредственно раскрывается в сфере настоящего. Этот тип романа Бондарев и реализовал в своей трилогии. Многие критики отмечали различие повествовательной ткани в этих произведениях, причем «мыслительное» начало, по их мнению, всегда уступало изобразительному и лирическому.

К этой трилогии примыкает роман «Искушение» (1991 ), в котором уже исчезает столь резкое противопоставление прошлого и настоящего, хотя интеллектуальное начало, проявляющееся в диалогах, усугубляется. Героями этого романа являются ученые-экологи, которые не выдерживают административного давления власти и дают согласие на строительство ГЭС в небольшом сибирском городе. Образ героя-интеллектуала, героя-творца, в какой-то мере отражает процесс самоидентификации писателя, который ищет свой путь к берегу обетованному через выбор, игру и искушение.

Роман Бондарева «Непротивление» появился в печати в журнале «Молодая гвардия» в 1994-95 . И вновь писатель уже в который раз обращается к давно прошедшим временам - первому году после окончания войны. Но послевоенная Москва в этом романе имеет уже другой облик. Изобразительный ряд включает грязные, полные животных криков и ругани рынки, темные забегаловки и шалманы с пьяной, прокуренной толпой, где слились воедино и людской сор, и уголовники, и вернувшиеся с фронта солдаты. Они не то празднуют до бесконечности победу, не то поминают друзей, не то попросту не умеют жить и запивают водкой свой страх.

Роман «Бермудский треугольник» (1999 ) посвящен событиям 1993 - расстрелу «Белого дома» в Москве. Однако эти события - только трагический и страшный фон произведения, герою которого выпадают на долю не только унижения за защиту парламента, но и, как всегда у Бондарева, предательство старого студенческого друга, который под видом все продолжающейся дружбы уже давно является воплощением зла и губит вокруг все, к чему прикасаются его грязные руки.

Бондарев в течение всей творческой жизни выступал как публицист, эссеист (сборник «Мгновения», 1978 ), критик и литературовед. Он - автор работ о Л. Толстом, Ф. Достоевском, М. Шолохове, Л. Леонове и др. (сборники «Взгляд в биографию», 1971 ; «Поиск истины», 1976 ; «Человек несет в себе мир», 1980 ; «Хранители ценностей», 1987 ).

В своих статьях Бондарева много размышлял о морально-этических вопросах. Программные из них даже поэтикой названий свидетельствуют о пристрастии художника к этической теме («О нравственности в литературе», «Нравственность - это социальная совесть писателя», «Гомо моралис» и др.).

Бондарев - общественный деятель, долгие годы (более 25 лет) занимал различные должности в правлении СП СССР, СП РСФСР, входил в состав редколлегий многих литературных журналов, возглавлял различные общественные организации.

Выбор редакции
Перегрев двигателя автомобиля – проблема, с которой может столкнуться каждый водитель. В этой статье мы можем узнать: - как вовремя...

Часто причиной неисправности картриджа становится износ его основных компонентов - фоторецепторного барабана, чистящего лезвия,...

Вконтакте ОдноклассникиЛазерный картридж состоит из отделения отработанного тонера и тонерного отсека. В состав отделения для...

Тем, кто разочаровался в растворимом кофе со стиков но не может обойтись без бодрящего чарующего напитка, пора обзаветись собственной...
Представьте, что вы первый раз столкнулись с необходимость разработки сайта. Как ничего не забыть по дороге и уже на начальном этапе...
Компания ИнжПласт занимается поставками трубы Корсис уже много лет, напрямую сотрудничая с заводом-производителем, а значит цена труб...
Требует предварительного расчета нагрузки общей массы конструкции на каждый элемент опоры. От этих данных зависит расстояние между...
Бетонный пол в бане является хорошей альтернативой деревянному, особенно в мокрых помещениях под укладку плитки. Конечно по времени и по...
Кирпич как универсальный строительный материал известен человечеству уже много веков. Этот кладочный камень имеет вид прямоугольного...