Цель проекта состоит из. Цель и задача проекта: как напишешь, так и решишь. Приблизительный объем основных разделов проекта


Мастер – класс

На тему: « Проектная деятельность. Цели и задачи»

«Скажи мне и я забуду;

Покажи мне и я запомню;

Дай сделать и я пойму».

Китайская притча.

Цель: познакомить с алгоритмом по формулированию цели и задач проектной деятельности.

Задачи:

1.создать условия для проявления и совершенствования профессиональных компетенций при использовании технологии проектного обучения в образовательном процессе.

2. Показать особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе проектной деятельности.

3. Показать примеры использования метода проектного обучения на уроках русского языка

1. Вступление:

Добрый день, уважаемые коллеги! Вспомним китайскую мудрость: «Скажи мне и я забуду; Покажи мне и я запомню; Дай сделать и я пойму». Действительно, проектная деятельность дает школьникам возможность, наряду с безусловно важными теоретическими познаниями, освоить особое умение – приобретать новые умения и добывать новые знания.

Таким образом, «Учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель , согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы , значимой для участников проекта».

Подготовительным этапом работы над проектом является постановка цели и задач.

Познакомимся с терминологией:

Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.

Цель – отражает конечный результат (нужно ответить себе и другим на вопрос о том, для чего я это делаю, какого результата хочу достигнуть)

Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.

есть проблема? её решение - цель
какие причины этой проблемы? их преодоление - задачи.

Но особенно пяти- и шестиклассники нуждаются в значительной обучающей, организационной и стимулирующей помощи педагога почти на всех этапах работы над проектами. Особенно трудно дается им выделение проблемы, формулирование цели работы, планирование деятельности. У детей этого возраста еще не окончательно сформировалось субъективное ощущение времени, поэтому они не могут распределить его рационально, не всегда объективно оценивают собственные силы.

Давайте, попробуем на примере одного проекта сформулировать цели и задачи исследования.

Уважаемые коллеги!

Для работы мне потребуется 4 участника.

Разрешите начать наше занятие со слов великого древнеримского поэта Горацио:

«Как листья ежегодно сменяются на деревьях, так и слова, прожив свой век, уступают место вновь нарождающимся ».

В последнее время мы часто слышим такие мрачные, грустные слова. (кризис, безработица, инфляция и др.)

Но есть такие слова, которые никогда не устаревают, они вечно молоды, красивы?

Какие же это слова? (любовь, счастье, дружба, радость, весна, добро…)

Мы хорошо знаем смысл этих слов, что они нам дарят, что с собой несут. Но может быть, мы мало знаем о них, как о языковой единице? Это просто слова, но каждое из них таит в себе так много. Это мы и попытаемся доказать.

2. Сообщение темы.

О какой языков о й единице мы будем говорить, узнаем, прослушав притчу.

Притча о счастье, попавшем в яму

В незапамятные времена ходило-бродило по разным городам и странам Счастье. Всем прохожим, кто узнавал его, Счастье делало добро, исполняло желание. Но в один трагический день Счастье упало в яму, а выбраться оттуда самостоятельно у него не получалось. К яме каждый день по нескольку раз подходили разные люди, они говорили ему свои желание, чтобы Счастье их исполнило, и, конечно же, получали свое. А после этого уходили от ямы, совершенно забыв о Счастье. Но однажды на фоне неба Счастье увидело лицо одного молодого человека. Оно уже приготовилось выполнить его желание, но вдруг парень спросил:

- А чего хочешь ты, Счастье?

- Я хочу вылезти из этой ямы, - грустно ответило Счастье.

Не говоря больше ни слова, молодой человек исполнил просимое желание и пошел своей дорогой, но Счастье проследовало за ним.

Как вы думаете, этимологию какого слова мы будем исследовать?

Правильно – счастье .

Какова этимология слова СЧАСТЬЕ? А философия слова? Следовательно, данная тема актуальна всегда, так как о счастье мечтает каждый.

Для того, чтобы достичь ответа на данные вопросы нам предстоит поставить перед собой цель и задачи ее реализации.

Я приглашаю вас поработать над мини - проектом по теме: энциклопедия слова - «счастье ».

Для начала мы с вами ответим на вопрос, Что такое энциклопедия?

Ответы участников:(научное справочное пособие по всем или отдельно взятым отраслям знания, преимущественно в форме словаря)

3. Основная часть.

Группа создана.

Тема известна, но для реализации данной темы нам потребуется поставить перед собой цель исследования.

Обозначить цель проекта трудная задача.

Таким образом, попробуем определить цель исследовательской работы. Ответим на вопрос: какой результат вы хотите достичь при завершении исследовательской работы?

Вам предоставлены клише, которые вы сможете использовать при определении цели.

Формулировку цели исследования также можно представить различными способами - традиционно употребляемыми в научной речи клише . глаголы должны быть совершенного вида(что сделать), так показывают процесс выполнения в будущем. Примеры некоторых из них. Можно поставить целью:

    выявить...;

    установить...;

    обосновать...;

    уточнить...;

    разработать...;

    показать...;

    исследовать...;

П одумайте о полезности своего продукта, о том кто и в каких ситуациях может им воспользоваться.(например, в будущем данная тема может звучать в заданиях ОГЭ) Чтобы понять, кому и чем может быть полезен ваш продукт, вы можете посоветоваться с друзьями, Если вы начнёте с выявления проблемы, то вам будет легче поставить цель.

Приступаем к определению цели. Для начала рассмотрим примерное клише поставки цели(раздаю)

- узнать как…

Что будет, если …

Выяснить, определить как зависит…

Экспериментально доказать…

Сравнить…

Изучить как влияет…

Собрать и обобщить сведения о….

Собрать и проанализи-ровать информацию по….

Подготовить обзор литературных (или др.) источников по вопросу…

Изучить хронологию (правления, наиболее важных событий, научных открытий и т.д.)

Разработать и провести …

Поставить спектакль….

Организовать выставку…

Подготовить и провести праздник …

Подготовить к изданию школьный альманах…

Организовать ярмарку…

Провести конкурс…

Разработать и создать модель, макет, словарь…

Подготовить компьютерную презентацию к уроку

Создать гербарное (или др.) дидактическое пособие к уроку…

Создать в школьном дворе клумбу….

Озеленить школу…

Раздаю листы с перечисленными целями, участники должны выбрать правильную цель, обосновать ее.

    составить энциклопедию одного слова(обоснование , то есть собрать как можно больше материала о жизни слова в языке: значениях и функционировании.)

2. какую роль выполняло слово в прошлом и в настоящем (неправильно сформулирована, нет глагола для уточнения цели)

3. найти сведения о слове «счастье». (неправильно сформулированы)

4. исследовать слово «счастье» в различных аспектах понимания и значения слова(исследуем слово счастье как языковую единицу, с точки зрения философии(стихи, сочинения).

Участники озвучивают ответы (цель - исследовать слово «счастье» в различных аспектах понимания и значения слова.Таким образом, мы должны в ходе исследования определить значение слова счастье .

Итак, цель работы определили, следующий этап формулирование задач исследования. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Предложим одно из определений понятия «задача» .

Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

Задачи исследования обычно начинаются с таких глаголов, как:

    выяснить...;

    изучить...;

    провести...;

    рассмотреть...;

    найти...;

    описать...

Задачи уточняют цель, описывают основные шаги. Рассмотрим примерное клише формулирования задач.

1.Изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу.

2. Провести исследования….

3. Обработать и проана-лизировать полученные результаты…

4. Представить результа-ты исследова-ний в виде (таблиц, схем, …)

5. Сделать выводы (отвечающие поставленной цели)

6. Подготовить проект к защите…

1. Определить источники информации

2. Выбрать из различных источников необходимые сведения

3. определить форму представления полученной информации (таблицы, словарь, доклад, тезисы, комппь-ютерная презентация)

4. Оформить собранную информацию в соответствующем видео-

информационном виде

1.Определить участников проекта, распределить обязанности, наметить сроки.

2. Изучить имеющи-еся литературные источники по данному вопросу.

3. Определить место проведения меро-приятия и необходи-мое оборудование

4. Разработать сценарий.

5. Провести необхо-димую организаци-онную работу

6. Провести репетиции

7. Подготовить декорации, костюмы

8.Ппровести мероприятие

1. Определить вид и форму конечного результата (макет, модель, книга, стенд, клумба и т.д.)

2. Изучить имею-щиеся литературные источники по данному вопросу

3. Определить необходимый материал для выполнения проекта.

4. Если проект групповой – распределить обязанности.

5. Наметить план, последовательность деятельности (составить чертеж, подготовить детали, найти информацию, подготовить схему-рисунок, подготовить, высадить рассаду, собрать модель….)

6. Провести испытание (презентацию, уроки с испол

Для формулирования задач вам потребуется разделиться на две группы:

Первая группа – исправляет ошибка в предложенных задачах;

Вторая группа – дополняет предложенные задачи исследования

Общим итогом данного задания будет сформулированные задачи.

Задание первой группе: определите какие из задач подходят к нашему проекту.

    Познакомиться с различными типами словарей и их структурой.

    Определить параметры работы со словом, найти в словарях информацию о нем.

    Составить комплексное представление слова.

    Изучение литературы по теме исследования.

    Сбор материала из словарей, справочников, произведений художественной литературы, его количественный и качественный анализ.

    Обобщение полученных результатов.

2. проследить, как значение слова СЧАСТЬЕ изменяется со временем в речи;

Задание второй группе дополнить предложенные задачи

1.изучить толкование и _______________________________

2. проследить, как значение слова СЧАСТЬЕ ___________________ ;

3 проанализировать __________________________________________;

4.определить, повышает ли качество учебы у учащихся ____________.

Для формулирования задач даю 3 минуты.

Пишем на заготовках. Всем удачи!

Постарайтесь сформулировать задачи. Ответив на данные вопросы

Что вам уже известно о теме?

Чем конкретно вам будет интересно заниматься в работе над этим проектом?

По каким вопросам вы могли бы проконсультировать свою группу (другую группу, весь класс)?

Что вам еще необходимо изучить по данной проблеме?

Какую помощь вы можете оказать в процессе работы над проектом?

- Попытайтесь сформулировать задачу так, чтобы все члены вашей группы поняли, какие исследования необходимы для успешной реализации проекта.

- Пока группа эффективно работает. Зрители слушают стихотворения Есенина С. И Бунина И. о счастье.

Время истекло.

Прослушаем задачи исследовательской работы.

Озвучивают результат. Для реализации данного проекта были сформулированы следующие задачи :

1.изучить толкование и этимологию слова «счастье»;

2. проследить, как значение слова СЧАСТЬЕ изменяется со временем в речи ;

3 проанализировать понимание слова «счастье» у учащихся начального, среднего и старшего звена школы;

4.определить, повышает ли качество учебы у учащихся чувство счастья.

Таким образом, определили цели и задачи исследования. Подготовительный этап выполнен. В дальнейшем предстоит продолжить работу над реализацией проекта. На этом наша работа подошла к завершению.

Рефлексия. Мы продолжим работу над проектом, для реализации поставленных цели и задач. Мы говорили о прекрасном слове «счастье», так пожелаем друг другу быть счастливыми, несмотря ни на что.

Благодарю за внимание.

Цель - это ожидаемый результат деятельности за определенный промежуток времени. Целью проекта является решение выявленной проблемы. Задачи определяют логику и последова­тельность этапов достижения цели. Формулировка цели должна соответствовать следующим требованиям:

1. Конкретность и измеримость (верифицируемость).

Цель должна быть сформулирована не только качест­венно, но и по возможности количественно. Должны существовать способы и инструментарий оценки степе­ни достижения цели

2. Четкость определения по времени реализации. Цели формулируются на определенный обозримый промежу­ток времени.

3. Достижимость. Цель должна быть определена с уче­том реальных возможностей ее реализации. Постановка цели, превышающей возможности разработчиков про­екта из-за недостаточности ресурсов или из-за других факторов, может привести к нежелательным последст­виям.

4. Непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами. Все цели должны быть взаимосо­гласованы, как по вертикали (цели, выстроенные в ие­рархической зависимости), так и по горизонтали (рав­нозначные по характеру цели). Достижение целей должно быть обеспечено ресурсами. Цель формулируется в глагольной форме. Например, к 9 мая 2005 года разбить сквер Победы в микрорайоне. Исходя из этой цели, можно сформулировать следующие задачи:

Собрать необходимую информацию для разработки и реализации проекта;

Определить место разбивки сквера и согласовать с органами самоуправления;

Разработать необходимую проектную документацию, согласовать ее с органами архитектурного надзора и отделом озе­ленения;

Провести необходимые расчеты, изыскать требуемые
средства и ресурсы;

Разработать план-график выполнения работ, согласовать
его с органами самоуправления;

Распределить обязанности между членами творческой группы;

Привлечь к реализации проекта местное сообщество и органы самоуправления;

Подготовить отчет о реализации проекта;

Подготовить презентацию проекта.

Поиск и сбор информации

После того, как вы сформулировали цель и задачи проекта, необходимо собрать нужную информацию. Она должна отве­чать требованиям необходимости и достаточности. Для этого нужно провести анализ имеющейся и необходимой информа­ции.

Источник информации. Работа с информацией. Источниками информации могут стать:

Публикации в средствах массовой информации;

Ресурсы Интернета;

Научные публикации;

Интервью и собеседования с компетентными людьми;

Результаты социологических исследований;

Наблюдения;

Документация и законодательные акты;

Статистические данные; - корреспонденция и т.д.

В процессе работы с информацией необходимо выяснить следующие вопросы:

1. Насколько важна эта проблема для сообщества вашего населенного пункта?

2. Какова степень ее значимости в масштабе района или ре­гиона?

3. Почему эта проблема должна рассматриваться органами?

4. Должен ли кто-нибудь еще нести ответственность за решение этой проблемы? Почему?

5. Насколько разработана законодательная база для реше­нии данной проблемы?

6. Если существующий закон позволяет решить проблему, в полной ли мере он реализуется? Если не в полной мере, то нечему?

7. Какие разногласия по решению этой проблемы существуют?

8. Какие слои населения, группы или организации проявляют интерес к данной проблеме?

9. Как они пытаются повлиять на органы власти для реализации их подходов в решении проблемы?

10. Кто может стать партнером в реализации денного про­екта?

11. Какие ресурсы необходимы для реализации данного проекта?

12. Из каких источников можно получить дополнительные

Студия «Все по барабану»

«Музыкальная студия для подростков группы риска «Всем по барабану!» Выбор проблемы. На первом выявлен спектр общей социальной проблематики, актуальный для студентов ЧГИКИ. Список проблем обсуждался и корректировался. С целью выявления наиболее значимой и реализуемой проблемы среди 247 студентов очного отделения ЧГИКИ было проведено социологическое исследование. Тематическая часть исследования включала в себя следующие вопросы:

1. Какая социальная проблема, на ваш взгляд, стоит сегодня особенно остро?

2. Решение какой социальной проблемы, на ваш взгляд, по силам осуще­ствить небольшой группе заинтересованных людей в отдельно взятом регионе?

Респондентам предлагалось дать развернутые ответы либо воспользоваться предложенными ответами.

Проблемы, полученные в результате исследования, были представлены сле­дующим образом:

Проблема №1 - Социальная напряженность, высокий уровень преступности и правонарушений, выбрали 24% респондентов (преимущественно мужского пола);

Проблема №2 - Наркомания и алкогольная зависимость заботит 22% рес­пондентов;

Проблема №3 - Бедность населения - 22%; Проблема №4 - Кризис в культурной и духовной сфере - 10%; Проблема №5 - Демографический кризис - 11%; Остальные проблемы, - 8%; Затруднилось выбрать - 3% респондентов.

На основе анализа полученных ответов сделаны следующие выводы:

1. В настоящее время существует несколько острых социальных проблем, которые тревожат общество примерно в равной степени.

2. Часть из этих проблем, объективно не может быть решена стараниями небольшой группы людей.

3. Всего лишь небольшая часть опрошенных (2%) пессимистично утвер­ждают, что ни одна из предложенных проблем все равно не решится.

4. Более значительная часть (7%) предлагает решать проблемы комплекс­но.

5. Наиболее решаемые из предложенных проблем, по мнению респонден­тов, - проблемы №3,4.

Приложение 1

Исследование показало:

Самая важная проблема, решению которой можно способствовать в большей степени, - социальная напряженность, высокий уровень преступно­сти и правонарушений (проблема№1). Возможно, проблему по силам решать комплексно с проблемой в культурной и духовной сфере.

Проводится новый опрос с целью выявления самой остронуждающейся социально незащищенной группы населения. Опрос был проведен в ЧГИКИ, ответило 239 человек, его результаты следующие:

Решено сделать целью проекта - помощь подросткам группы риска. Формой проведения проекта выбрано создание музыкальной студии для под­ростков группы риска.

Проводится выбор музыкальных инструментов для обучения в студии.

Рассматриваются варианты - гитара, ударные установка, скрипка, фор­тепиано, труба, саксофон.

Составляются критерии для выбора инструмента - популярность в мо­лодежной среде, сроки обучения игры на инструменте, стоимость и физиче­ская прочность инструмента. Составляется аналитическая таблица.Инструмент/критерии гитара ударные скрипка фортепиано труба саксофон

>■ популярность +++ +++ +++++++
____ в молодежной | высокая | высокая | средняя | средняя низкая | с редняя

А,И. Пайгусов Социокультурное проектирование

Для составления таблицы проводились консультации с преподавателя­ми кафедр Вокальное и Инструментальное искусство факультета искусств ЧГИКИ.

По итогам аналитического разбора решено проводить обучение в сту­дии на ударных установках. В пользу этого выбора указали все предложен­ные критерии.

Опрос: На каком инструменте вы хотели бы научиться играть?(%)

Проблема:

Цели:

1. Социальная адаптация подростков группы риска посредством обу­чения профессиональным навыкам игры на барабане.

Задачи:

Мониторинг подростков группы риска с целью выявления потенциаль­ных участников проекта;

Проведение конкурсного отбора с целью выявления музыкально ода­ренных подростков группы риска;

Создание материально-технической базы студии;

Разработка учебного плана занятий студии;

Организация и проведение самостоятельных концертов студии; участие в общегородских мероприятиях;

Формирование у подростков установок толерантного отношения к культурам различных народов;

Привлечение внимания СМИ к проблемам организации досуга для подростков группы риска. Сбор информации

Источник и способ
Какая необходима Степень владения получения инфор-
информация информацией мации
1. О проблемах социума Низкая Социологический оп­рос, анализ информа-цииСМИ
2. О подростках группы Средняя Анализ СМИ, встречи
риска с представителями ад­министрации города, отвечающими за рабо­ту с подростками группы риска
3. Об образовательных Средняя Встречи с представи-
учреждениях для подро- телями администрации
стков группы риска города, отвечающими за работу с подростка­ми группы риска
4. О проблемах подрост- Средняя Анализ СМИ, встречи
ков группы риска с представителями ад­министрации города, отвечающими за рабо­ту с подростками группы риска, встречи с администрацшй и преподавателями уч­реждений для подро-

Анализ вариантов решения проблемы

Проблема

Недостаточная социализация подростков группы риска.

Вариант 1

Провести творческую встречу студентов ЧГИКИ с подростками группы

Аргументы «за»

1. У подростков группы риска будет праздник.

2. Студенты ЧГИКИ больше узнают о жизни подростков группы рис­ка. .

3. Студенты смогут показать свои таланты.

Аргументы «Против»

1 . Разовость акции.

2. Нет возможности для творческого самоутверждения подростков
группы риска.

3. Нет перспектив для дальнейшего развития проекта

Вариант 2

Создание студии с обучением подростков группы риска профессио­нальным навыкам игры на музыкальном инструменте.

Аргументы «за»

16. Подростки группы риска пройдут обучение профессиональным на­выкам игры на ударных установках.

2. Подростки будут социализироваться в творческом коллективе в дружественной атмосфере.

3. Подростки смогут занять свое время и раскрыть свои таланты.

4. Подростки смогут показать свое творчество жителям г. Че­боксары.

5. Заинтересовавшись музыкой и творчеством, подростки могут покинуть группу социального риска.

6. Могут возникнуть постоянные музыкальные творческие кол­лективы из числа бывших подростков групп риска - участни­ков студии.

Аргументы «Против»

1. Создание студии требует значительных финансовых и матери­альных ресурсов.

2. Требуется помощь партнеров.

3. Необходимо больше времени для подготовки

Решение

Направить проект на создание музыкальной студии для подростков группы риска, т.к. этот вариант имеет больше аргументов в пользу реализации этой идеи.

Партнер (организатор програм­мы) Вклад в реализацию проекта
Дворец культуры Муниципальное учреждение культуры «Дворец Культуры «Салют»» Предоставление помещения для студийных занятий и концертов.
Отдел по делам молодежи админи­страции г. Чебоксары. Организационная поддержка и ин­формационное обеспечение проек­та (сайт Администрации г. Чебок­сары, выход на молодежные СМИ).
Отдел по социальной защите насе­ления администрации г. Чебокса­ры. Организационная поддержка и ин­формационное обеспечение проек­та
ОВД Московского района Поиск и мониторинг подростков группы риска, создание базы дан­ных на подростков.
Администрация Московского рай­она Организационная поддержка и ин­формационное обеспечение проек­та.

План мероприятий по созданию музыкальной студии для подростков группы риска «Всем по барабану!»

Этап работы Наименование ме- Сроки реа- Ответственные
роприятий лизации исполнители
Подготовительный Мониторинг под- 01.02.-14.02 Психолог-
ростков группы риска специалист
Формирование 01.02.-14.02 Психолог-
собственной базы данных по подро­сткам группы рис­ка специалист
Взаимодействие со 01.02-01.12 Руководитель
СМИ проекта
Организационный Проведение кон- 14.02.-21.02 Художественный
курсного отбора руководитель
Составления гра- 21.02-28.02 Художественный
фика занятий руководитель
Приобретение му­зыкальных инст­рументов, пюпит­ров и канцеляр­ских товаров 01.03.-01.06 Руководитель проекта, бухгал­тер проекта
Обучающий Студийные заня­тия 01.03.-01.11
Внутристудийные мероприятия 01.03.-15.11 Психолог-специалист
Выступления в концертах 01.06-15.11 Художественный руководитель, преподаватель сольфеджио
Разработка маке­тов афиш, букле­тов, календарей студии 01.06.-01.09 Психолог-специалист
Завершающий Мероприятия по подготовке выпу­скного вечера 01.11.-14.11 Художественный руководитель
Выпускной вечер 15.11 Все участники проекта
Отчет об освоении финансовых средств 01.11-10.12 Бухгалтер про­екта

Ожидаемые результаты:

Выведение специфических проблем подростков группы риска из замкнутого мира и привлечение их в русло здорового социокультурного пространства;

Концентрация внимания общества на художественно одаренных подростках группы риска с целью предоставления возможности для дальнейшей их самореализации в сфере культуры и искусства;

Выявление наиболее талантливых личностей из подростков группы риска с целью дальнейшего их продвижения на рынке культурных ус­луг;

Создание почвы для возникновения неформальных человеческих контактов;

Снижение социальной напряженности в обществе.

После реализации запланированных мероприятий планируется сле­дующее развитие проекта:

Увеличение количественного охвата подростков группы риска куль­турной жизнью города;

Создание на базе студии профессионального творческого коллекти­ва,

Участие студийцев, подростков группы риска, во всероссийских и международных мероприятиях;

Разработка инновационных методических материалов по работе с подростками группы риска, создание на базе ДК «Салют» клубных фор­мирований, направленных на подростков группы риска, расширение спектра предлагаемых культурных услуг.

Заявка

на участие в республиканском конкурсе инновационных, вариатив­ных программ в сфере государственной молодежной политики


Между ЦЕЛЯМИ и ЗАДАЧАМИ Проекта есть существенная разница. Я умышленно хочу рассмотреть оба эти понятия в одном и том же посте, чтобы была возможность оценить различия между ними. Кроме того, хочу рассказать о небольших «хитростях», которые должны помочь при определении цели Проекта и правильной формулировке задач, чтобы проект заслужил больше доверия в глазах донора

Цели - ожидаемое и достижимое улучшение ситуации в свете поставленной проблемы (т.е., если проблема не поставлена - цели размыты), а задачи- конкретные и поддающиеся измерению результаты работы Вашего проекта.

ЛОГИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕЛИ ПРОЕКТА (ниже - по поводу задач)
Как уже было сказано выше, цель Проекта лучше формулировать в свете потребности или проблемы, которую данный Проект призван урегулировать. Затем указать, каким образом деятельность по решению данной проблемы связана с целями и задачами Вашей организации, в целом.

1. Опишите проблематику
Проблема, которую следует решить, такова:
(См. Критерии для хорошей формулировки проблемы)

2. Предложите свой вариант цели проекта
Чтобы решить эту проблему, необходимо достичь следующую цель:
сформулируйте цель - предпочтительно одним чётким предложением, которое было бы понятно потенциальным донорам / партнёрам, и содержало бы "триггер", чтобы вызвать интерес у потенциальных участников.

3. Проверьте правильность формулирования цели, ответив на следующие вопросы
Является ли Ваша цель:

конкретной

да

нет

измеримой

да

нет

реалистичной (при наших ресурсах)

да

нет

достижимой (при нашем желании)

да

Нет

ориентированной на результат

да

Нет

связанной с общим назначением (миссией) организации

да

Нет

достаточно ценной*

да

Нет

Если хотя бы на один из этих вопросов ответ будет отрицательным, значит, следует продолжить работу над определением цели.

ВАЖНО: конкретная, измеряемая, ориентированная на результат цель не обязательно будет реалистичной.

* - Примеры характеристик проекта, которые определяют ценность идеи:

  • Это совершенно новая идея
  • Работа ведётся с самыми нуждающимися
  • Эту идею уже поддерживает много уважаемых людей/организаций
  • Эта идея наверняка сработает
  • Это поможет большому числу людей
  • Работа направлена на решение местных проблем представителями целевой аудитории (т.е. «людьми из народа», «помоги себе сам»)
  • Возможность добиться большого успеха малыми средствами (эффект «снежного кома»)
  • Проблема может быть решена раз и навсегда

Чем большему числу характеристик соответствует идея, тем выше её ценность.
Естественно, Вы не сможете подробно описать ценность идеи в одном предложении, но удачная формулировка должна содержать потенциал, который Вы сможете раскрыть в ходе дальнейшего описания проекта.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Задачи необходимо формулировать в свете обозначенной цели Проекта. Чем яснее ваши задачи, тем легче вам будет спланировать свою деятельность таким образом, что приведет к более быстрому достижению цели. Четко сформулированные задачи облегчат мониторинг продвижения к цели и оценке успеха вашего проекта. Каждая задача должна быть сформулирована таким образом, чтобы в первую очередь Вы сами, а также доноры/партнёры/участники могли бы понять, что задача может,достигнута - и не вообще, а конкретно в заявленные проектом сроки. Рекомендуется не ставить перед собой больше 3-х задач, но их комбинация должна быть достаточно для достижения заявленной (конкретной, измер имой, реалистичной, достижимой и пр.) цели.

  • Задачи проекта — это ряд специфических достижений, направленных на решение указанных проблем.
  • Задача не является процессом, это скорее конечный результат; это определение состояния дел, которое мы надеемся достичь по окончании проекта.
  • Задачи должны быть конкретными (то есть определите, что и когда), поддающиеся измерению (сколько), желанными (уместными и удобными) и достижимыми (реальными).

ИЗБЕГАЙТЕ слов, которые показывают ПРОЦЕСС

ИСПОЛЬЗУЙТЕ слова, которые означают ЗАВЕРШЕННОСТЬ

· поддерживать ‚

· подготовить

· улучшать

· распределить

· усиливать

· уменьшить

· содействовать

· увеличить

· координировать

· организовать

· перестраивать

· установить порядок

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ КРИТЕРИЯМИ S МАRТ ПРИ ФОРМУЛИРОВАНИИ ЗАДАЧ:

S

specific / конкретность
Конкретна ли задача, достаточно ли понятна с точки зрения того, как, когда и где изменится ситуация?

М

measurable / исчисляемость
Поддаются ли задачи вычислению (например, сколько чего будет подготовлено, сколько людей примет в этом участие)?

A

area-specific / территорйальность
Показывают ли задачи район или группу населения?

R

realistic / реальность
Приведет ли выполнение проекта к сдвигам и изменениям, указанным в задачах, необходимых для урегулирования существующей проблемы и продвижения миссии организации?

Т

time-bound / определенность во, времени
Достижимы ли задачи в рамках запланированного промежутка времени?

Правильная формулировка задач проекта приводит к тому, что донор/партнёр и потенциальные участники поймут, что проект предусматривает конкретные результаты, которые можно «пощупать», т.е. непосредственно ощутить ту самую перемену к лучшему в заявленной проблеме, которая актуальна и понятна всем. Более того, в правильно разработанных проектах есть раздел ОЦЕНКА эффективности проекта (об этом позднее), где каждой задаче соответствует тот или иной качественный и количественный индикатор, и критериями успеха является достижение в результате реализации проекта этих индикаторов. Тем самым, Ваши потенциальные доноры исключают вероятность ситуации, когда Вы "играли, но не угадали ни одной буквы". Это особенно важно в свете того, что большинство доноров никогда не предоставляет в Ваше распоряжение всю сумму утверждённого гранта, и продолжает финансирование только после предоставления промежуточного программного и/или финансового отчёта, который оценивается именно по степени реализации поставленных задач. В принципе, потому-то и рекомендуется не ставить перед собой больше 3-х задач, поскольку КАЖДУЮ из поставленных задач нужно реализовать!

Этапом зарождения проекта является возникновение идеи (замысла) о возможности что-то сделать и получить какой-либо результат. В процессе проработки идея принимает конкретные очертания в виде целей проекта. Постановка целей – необходимое условие успешной реализации проектов, она позволяет сконцентрировать усилия на одном или нескольких конкретных направлениях.

Цели проекта (project objectives) – это желаемый результат деятельности, достигаемый при реализации проекта в заданных условиях.

Каждый проект включает как минимум одну цель, однако чаще таких целей несколько. Цели разных участников проекта могут различаться и даже конфликтовать между собой.

Достижение целей проекта характеризуется тремя основными показателями:

  • качеством;
  • временем;
  • издержками.

Совокупность целей обычно подчинена определенной иерархии приоритетов:

  • 1-й уровень – генеральная цель проекта (миссия);
  • 2-й – необходимые цели проекта;
  • 3-й – желаемые цели проекта.

Генеральная цель проекта (англ. Main Objective ), или миссия (англ. Mission ) – это основная, наиболее общая причина его реализации с точки зрения будущего использования результатов проекта.

Успешное достижение генеральной цели определяет успех реализации проекта. Разработка генеральной цели может осуществляться различными способами. Часто используется метод мозгового штурма: приглашаются представители поставщиков, подрядчиков, консалтинговых компаний и в процессе совместной работы формируется единое рабочее направление.

Необходимые цели проекта (англ. Required Project Goals ) представляют собой промежуточные цели различных этапов управления проектами. В отдельных случаях они могут изменяться и дополняться в процессе реализации проекта.

Желаемые цели проекта (англ. Desired Project Goals ) – это цели, которые не обязательны для успешной его реализации, однако некоторые участники проекта хотят и могут их достичь при определенных условиях.

При определении цели проекта нельзя ограничиться заданием абстрактно желаемого результата, необходимо найти ответы на следующие вопросы:

  • как в точности должен выглядеть этот результат (качественные и количественные характеристики результата проекта);
  • какие условия должны учитываться при реализации проекта.

Определение цели проекта – важный этап в разработке его концепции. После определения цели приступают к поиску и оценке альтернативных способов ее достижения. Для каждого проекта может быть построено множество взаимосвязанных целей, которые должны быть четко определены и иметь ясный смысл. Результаты, получаемые при достижении цели, должны быть измеримы, а заданные ограничения и требования – выполнимы. При управлении проектами область допустимых решений обычно ограничивается временем, бюджетом, ресурсами и требуемым качеством получаемых результатов.

Все цели проекта можно разделить на явные (указанные в официальных документах) и неявные (конфиденциальные или даже нелегальные, которые формально нигде не записываются, но которым следуют в процессе управления проектом).

В ходе реализации проекта под влиянием изменений в его окружении или в зависимости от получаемых промежуточных результатов цели проекта могут изменяться. Поэтому целеполагание нужно рассматривать как непрерывный процесс, в котором анализируются сложившаяся ситуация, тенденции и при необходимости осуществляется корректировка.

Следующей важной составляющей управления проектами является стратегия проекта (англ. Project Strategy ), в которой определяются процессы, действия и результаты достижения целей и миссии проекта.

Иерархия различных ступеней целеполагания может быть представлена в виде пирамиды, в которой отражаются основные характеристики каждого уровня.

При движении от вершины пирамиды к основанию детализируются действия по достижению результата проекта, впервые обозначенного идеей. Стратегия проекта должна вырабатываться на самой первой стадии его осуществления, быть комплексной и охватывать все основные аспекты его реализации. По мере разработки проекта стратегия должна обновляться и пересматриваться. Процесс создания стратегии проекта состоит из следующих этапов:

  1. Анализ ситуации (стратегий завершенных проектов-аналогов, а также факторов внешней и внутренней среды).
  2. Оценка альтернатив и окончательный выбор стратегии (соответствие стратегии проекта целям долгосрочного развития предприятия; согласование целей и возможностей участников проекта; учет интересов сторон, не принимающих непосредственного участия в проекте, но на которые проект может оказывать прямое воздействие).
  3. Реализация и контроль стратегии проекта (исполнение стратегии всеми участниками проекта, а также ее корректировка в зависимости от изменившихся условий и целей хозяйствования).

Часто требуется специальный механизм координации исполнения проекта, для чего в организационной структуре предприятия формируют координирующий орган.

Просмотры: 28 992

Четко поставленная цель − необходимое условие для достижения успеха. Она мобилизует и побуждает к действию, помогает сосредоточиться на главном и не распыляться по мелочам. Как правильно написать цель? Мы поможем избежать ошибок, расскажем о том, как правильно поставить цели при написании курсовой работы и дипломного проекта, при составлении резюме и при описании проекта.

Как написать цель курсовой работы

Даже первокурсник понимает, что цель курсовой работы - получить хорошую оценку. Беда в том, что эта цель неинтересна преподавателям. Поэтому логичнее формулировать цель так, чтобы она согласовывалась с темой курсовой работы.

Возможные ошибки

  1. Формулировка цели повторяет название курсовой;
  2. Цель описывает процесс, а не результат.

Правильный подход

Цель должна быть конкретней, чем тема курсовой. Например, цель курсовой работы на тему «Исследование профессиональных стандартов в гостиничной отрасли» может быть чисто методической («Описать современные профессиональные стандарты в гостиницах различных категорий») или носить более практический характер («Разработать рекомендации по описанию технологических процессов в городских отелях»). В любом случае формулировка цели должна содержать глаголы, обозначающие законченные действия: выявить, доказать, обосновать, опровергнуть, разработать, создать. Целей может быть несколько, и важно, чтобы все они были достигнуты в работе.

Как написать цель дипломной работы

Цель дипломной работы — произвести благоприятное впечатление на членов приемной комиссии. А они ждут, что выпускник продемонстрирует не только свое умение систематизировать полученные знания, но и навыки самостоятельной исследовательской работы.

Возможные ошибки

  1. Слишком общая цель;
  2. Цель, достижение которой трудно оценить.

Правильный подход

В идеале цель должна представлять собой решение конкретной проблемы, связанной с выбранной темой. Допустим, тема дипломной работы звучит так: «Система организации психологической службы ВУЗа». Очевидно, у такой службы слишком много функций, их просто нереально охватить в дипломной работе. Но если сузить предмет исследования, будет легче добиться конкретных измеримых результатов. Вот пример такой цели: «Разработать систему сопровождения первокурсников на этапе их адаптации к обучению в ВУЗе».

Как написать цель резюме

Итак, вы благополучно защитились. Теперь навык постановки целей вам понадобится при поиске работы. Прежде всего, нужно чётко обозначить цель своего трудоустройства для самого себя. Все люди разные, и их карьерные амбиции могут сильно отличаться. Кому-то в работе важна стабильность, кто-то рвётся осваивать новые технологии, а кого-то привлекают рискованные проекты. Написав цель на бумаге, вы легко определите подходящие для вас вакансии, а также будете понимать, как в резюме написать цель, которая заинтересует потенциальных работодателей.

Возможные ошибки

  1. Нечёткое указание вакансии;
  2. Упор на финансовую сторону будущей работы.

Правильный подход

Если вы претендуете на конкретную должность, обозначьте её как можно точнее. Например, вы хотите получить должность логиста, а фирма, в которую вы подаёте резюме, занимается торговлей. Тогда ваша цель должна звучать так: «Получить должность логиста в торговой компании».

Обязательно напишите о том, что вы можете предложить той компании, в которую намерены устроиться. Это можно сделать, перечислив собственные знания и навыки, например: «Хотел бы применить полученные в ВУЗе знания языков программирования С++ и Ada, а также расширить свой 5-летний опыт продвижения сайтов».

Как написать цель проекта

Цели, о которых мы говорили до сих пор, касались лично вас. Когда же вы будете обдумывать, как написать цель работы в рамках проекта, вам придётся учитывать ожидания многих людей. В этом случае неправильно сформулированная цель может привести к неоправданным затратам, просроченным обязательствам и конфликтам.

Возможные ошибки

  1. Отсутствие конкретных показателей в формулировке цели;
  2. Цель написана слишком сложным языком и понятна не всем участникам проекта.

Правильный подход

Цель проекта должна максимально точно отражать тот результат, который вы хотите получить на выходе. Поэтому она должна быть записана в терминах конечных продуктов, услуг или желаемого состояния. Например: «Удвоить ежемесячную прибыль магазина запчастей через полгода» или «Найти трёх поставщиков молочной продукции в течение 2-х недель». Такая чёткая цель исключит спорные толкования и позволит согласовать все аспекты проектной деятельности.

Выбор редакции
Перегрев двигателя автомобиля – проблема, с которой может столкнуться каждый водитель. В этой статье мы можем узнать: - как вовремя...

Часто причиной неисправности картриджа становится износ его основных компонентов - фоторецепторного барабана, чистящего лезвия,...

Вконтакте ОдноклассникиЛазерный картридж состоит из отделения отработанного тонера и тонерного отсека. В состав отделения для...

Тем, кто разочаровался в растворимом кофе со стиков но не может обойтись без бодрящего чарующего напитка, пора обзаветись собственной...
Представьте, что вы первый раз столкнулись с необходимость разработки сайта. Как ничего не забыть по дороге и уже на начальном этапе...
Компания ИнжПласт занимается поставками трубы Корсис уже много лет, напрямую сотрудничая с заводом-производителем, а значит цена труб...
Требует предварительного расчета нагрузки общей массы конструкции на каждый элемент опоры. От этих данных зависит расстояние между...
Бетонный пол в бане является хорошей альтернативой деревянному, особенно в мокрых помещениях под укладку плитки. Конечно по времени и по...
Кирпич как универсальный строительный материал известен человечеству уже много веков. Этот кладочный камень имеет вид прямоугольного...