Одноименные закупки по 223 фз. Утверждены требования к определению одноименности закупок. Как пользоваться номенклатурой


Большое спасибо, Михаил, все сделали оперативно а главное понятно для меня... Так как мы с вами нашли общий язык. хотелось бы в дальнейшем так же продолжить связь именно с вами. Надеюсь на плодотворное сотрудничество.

Олеся Михайловна - генеральный директор ООО "ВКС"

От имени предприятия ГУП "Севастопольское авиационное предприятие" выражаем благодарность за профессионализм и оперативность вашей компании! Желаем вашей компании дальнейшего процветания!

Гуськова Лилия Ивановна - менеджер. ГУП "САП"

Спасибо вам, Михаил, большое за помощь в оформлении. Очень квалифицированный сотрудник +5!

Надия Шамильевна - предприниматель ИП Аношкина

От лица компании "АКБ-Авто" и от себя лично выражаю Вам и всем сотрудникам вашей компании благодарность за продуктивную и качественную работу, чуткое отношение к требованиям клиента и оперативность в исполнении заказываемых работ.

Насибуллина Альфира - Старший менеджер "АКБ-Авто"

Хочу поблагодарить консультанта Михаила за отличную работу, своевременные и полные консультации. Очень внимателен к проблемам клиента и вопросам, оперативное решение самых казалось бы для меня сложных ситуаций. Очень приятно работать с Михаилом!!! Теперь своим клиентам и знакомым буду рекомендовать Вашу компанию. Да и консультанты в тех.поддержке тоже очень вежливы, внимательны, помогли справится со сложной установкой ключа. Спасибо!!!

Ольга Севостьянова.

Приобретение ключа оказалось очень лёгким и, даже, приятным. Огромная благодарность за содействие менеджеру Михаилу. Объясняет сложные и массивные для понимания вещи ёмко, но очень понятно. К тому же я позвонил на горячую бесплатную линию и в режиме он-лайн, вместе с Михаилом оставил заявку. Мне изготовили ключ через 2 рабочих дня. В общем, рекомендую если экономите своё время, но в тоже время хотите иметь понимание - что покупаете и за что платите. Спасибо.

Левицкий Александр Константинович г. Самара

Личная благодарность консультанту Михаилу Владимировичу за оперативную консультацию и работу по ускоренному получению сертификата ЭП. В ходе предварительной консультации подбирается оптимальный набор индивидуальных услуг. Конечный результат получен незамедлительно.

Стоянова Н.Л. - главный бухгалтер ООО "СИТЕКРИМ"

Спасибо за оперативную работу и компетентную помощь! Консультацией остался очень доволен!

Дмитрий Фомин

ООО "Эксперт Система" благодарит за оперативную работу консультанта Михаила! Желаем Вашей компании роста и процветания!

Суханова М.С. - Оценщик ООО "Эксперт Система", г. Волгоград

Спасибо консультанту, представившемуся Михаилом, за оперативность в работе с клиентами.

Пономарев Степан Геннадьевич

Большое спасибо консультанту Михаилу, за оказанную помощь в получении ЭЦП. За оперативную работу и консультирование по вопросам возникающим в процессе оформления.

Леонид Некрасов

Компания в лице консультанта Михаила делает невозможное! Ускорение аккредитации менее чем за 1 час! Оплата по факту оказания услуги. Думал, такого не бывает. С полной ответственностью могу советовать связываться с Центром выдачи электронных подписей.

223-ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

(в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 № 401-ФЗ,

от 30.12.2012 № 324-ФЗ, от 07.06.2013 № 115-ФЗ,

от 02.07.2013 № 160-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ)

Статья 1. Цели регулирования настоящего Федерального закона и отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Статья 2. Правовая основа закупки товаров, работ, услуг

Статья 3. Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг

Статья 4. Информационное обеспечение закупки

Статья 5. Реестр недобросовестных поставщиков

Статья 6. Контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона

Статья 7. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации

Статья 8. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Основные положения и изменения в 223-ФЗ

Как известно, Закон № 223-ФЗ обретает силу 01.01.2012. Для некоторого количества учреждений созданы условия для возможности начала действия закона в более поздний момент. Запоздалое действие данного закона предназначается для следующих учреждений:

  • учреждений, имеющих отношение к потоку деятельности естественных монополий, общая выручка которых не должна быть составлять более 10% от полной суммы выручки за 2011 год;
  • учреждений, которые занимаются различными видами деятельности в нише электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, а также водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) ТБО (твердых бытовых отходов). Опять же, это касается те организации, общая выручка которых составляет более 10% от полной суммы выручки за 2011 год;
  • ДХО (дочерних хозяйственных обществ);
  • дочерних хозяйственных обществ, которыми владеют сами дочерние хозяйственные общества. Для вышеупомянутых лиц Закон № 223-ФЗ вступает в силу 01.01.2013 (в соответствии с ч. 7 ст. 8 Закона № 223-ФЗ). Более позднее вступление в силу 223-ФЗ предназначено для заказчиков МУПов;
  • автономных учреждений, которые были созданы муниципальными образованиями;
  • хоз. обществ, которые имеют долю участия муниц. образования в уставном капитале с минимальным значением в 50%;
  • ДХО, чье минимальное значение в 50% уставного капитала принадлежит МУПам, а также хоз. обществам с муниц. участием;
  • ДХО, которыми владеют сами дочерние хозяйственные общества. Для них Закон № 223-ФЗ обретает силу, начиная с 01.01.2014, но при условии, если уполномоченным органом муниципального образования не предусмотрен более ранняя дата вступления (ч.8.ст.8 Закона № 223-Ф3);

Предусмотрен вариант, когда учреждение не подходит сразу по нескольким пунктам (например, является МУПом и субъектом естественных монополий). При таких обстоятельствах закон № 223-Ф3 вступает в силу по принципу одного из пунктов, для которого закон уже вступил или вступает в силу. Впрочем, заказчик не нарушит требования Закона № 223-ФЗ и не пропустит сроки осуществления обязательств. Этот момент подтверждается в информационных письмах Минэкономразвития России, которые свидетельствуют о том, что МУП является учреждением, описываемой выше, то положения закона применяются с 01.01.2012 года.

В п. 1 ст. 422 ГК РФ упоминаются следующие аспекты: договор не должен противоречить правилам сторон. Правила должны быть подкреплены действующим законом и прочими правами, которые имели актуальность в период заключения соглашения. Федеральный закон регулирует отношения, возникшие до вступления в силу только при условии, если имеются особые условия.
Из полученной информации можно сделать вывод, что договоры, подписанные до обретения силы "223-ФЗ", не потеряют свою актуальность после обретения.

В НПА (нормативно-правовых актах) нет упоминаний не тему “рамочное соглашение". Очень часто такое понятие имеет описание договора с неопределенным объемом, а также неопределенными сроками исполнения обязательств. При этом наименование и кол-во товара отслеживается по инициативе заказчика. Со стороны юриспруденции “рамочное” соглашение не имеет полномочий заключенного документа, так как основные условия соглашения не были согласованы (особенно, наименование и кол-во предмета). Следовательно, “рамочные” соглашения, подписанные заказчиком до запуска Закона № 223-ФЗ, можно использовать. Но сразу, когда закон вступит в силу, актуальность "рамочного" нужно проверить с помощью Положения о закупке (подпадает ли она под критерии осуществления прямой закупки или нет).

Применение «рамочных» соглашений по "223-ФЗ" невозможно, поскольку в законе ясно прописан момент об обязательном указании наименования и кол-ва поставляемого товара в абсолютно любом закупочном договоре.
"Рамочные" соглашения должны быть заменены на договоры с упомянутыми конкретными критериями, такими как: список товаров, цена за единицу и макс. кол-во каждой из товарных позиций. Помимо этого следует упомянуть, что поставка реализовывается по возникновению потребности у заказчика.



"223-ФЗ" регулирует все закупочные процессы товаров (работ, услуг), которыми занимаются заказчики. При этом на применения закона никоим образом не влияют следующие факторы: предмет закупки, сумма, источник финансирования или конечная цель приобретения товара. Исключениями могу являться разве что выплата заработной платы штатным сотрудниками, уплата налогов и закупки, исключение которых четко прописано в законе.
Все юр. лица должны осуществлять закупочную деятельность, основываясь на законе №223-ФЗ, и, не имеет значения, для каких целей производятся закупки.
Стоит проявить внимательность по отношению к следующему: закон регулирует абсолютно любые закупки, которые относятся к хоз. деятельности заказчика, соответственно, кроме случаев, перечисленных в законе. В таком случае, закупочная деятельность, которая никак не связана с деятельностью в нише водоотведения и водоснабжения, должна регулироваться в рамках закона.

Существует два варианта проведения прямой закупки:
Вариант №1. Цена приобретаемой продукции является сравнительно небольшой, применение альтернативных принципов закупки не представляется возможным. При таких условиях совершенно не имеет значения, у кого и что закупает заказчик. Условия закупки также не имеют никакого влияния. В таком случае главной основополагающим фактором будет служить не что иное, как цена приобретаемого продукта, которая, как упоминалось выше, должна быть сравнительно небольшой.
Вариант №2. Образовалась конкретная ситуация, либо закупается конкретный товар у «объективно единственного поставщика». Эти факторы и являются основополагающими. В таком случае цена товара не оказывает какого-либо влияния.

В «223-ФЗ» обозначение это понятия не указано. Оптимальное решение - ориентация на сумму в 100 тыс. рублей или 500 тыс. рублей (при условии, если выручка за год равна как минимум 5 000 000 000 рублей). Поэтому, если вдруг заказчику нужен товар в ценовой категории до 100 тыс. рублей, закупка такой продукции может проходить напрямую у конкурентного (единственного) поставщика, без проведения конкурсной или аукционной процедуры.

Закрытая закупка - это

  • информация о закупке в виде извещения, документации, протокола и т.п., которая не размещается на официальном сайте zakupki.gov.ru;
  • закупка, в которой участвуют только специально приглашенные лица (п. 1 ст. 448 ГК РФ).

Если рассматривать закрытую закупку как информацию (извещение, документация и т.п.), которая не размещается на zakupki.gov.ru, то основания для проведения закупки ограничены 223-ФЗ. Согласно ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, заказчик при закупке должен разместить извещение, документацию и другие документы на официальном сайте. Но заказчику запрещено устанавливать необоснованные ограничения по отношению к участникам закупки, то есть, доступ к закупке имеет неограниченный круг лиц, документация которых соответствует для участия. Только в случаях, которые регламентированы законом 94-ФЗ ч. 15, можно не публиковать извещение и документацию и пригласить участвовать отдельные лица. Сведения, которые не подлежат размещению на zakupki.gov.ru, согласно Закону № 223-ФЗ ч. 15 ст. 4, это - сведения, составляющие гостайну (при условии публикации в извещении, документации или проекте договора о закупке, а также включены в содержание сведения о закупке, по которому принято решение Правительство РФ, согласно 223-ФЗ, ч. 16 ст. 4). Не публиковать на официальном сайте сведения о закупке ТРУ (товаров, работу или услуг), заказчик вправе, если стоимость закупки не превышает 100 тыс. рублей. Если годовая выручая заказчика составляет более 5 млрд. рублей за отчетный финансовый год, заказчик может не размещать на официальной сайте сведения о закупке стоимостью, не превышающей 500 тыс. рублей.

Перечень оснований, чтобы не публиковать сведения о закупках, расширить нельзя. Если закрытую закупку считать закупкой, в которой участники - приглашенные лица, это может быть закреплено в Положении о закупке с применением, например, предквалификационного отбора. Пример предквалификационного отбора, например, когда заказчик проводит отбор поставщиков или подрядчиков по определенному направлению (ремонт оборудования, строительные работы и т.п.). Подготавливается предквалификационная документация, устанавливаются необходимые требования к участникам (опыт выполнения аналогичных работ, наличие производственных мощностей и т. д.) и критерии отбора (у кого опыт больше, мощности лучше и т. д.). В таком случае процедура открытая - для участия приглашаются любые заинтересованные лица, но отбираться будут лучшие кандидатуры. В предквалификационной документации указываются параметры, конкретное количество организаций или диапазон, например 3-12 организаций. По результатам предварительного квалификационного отбора будет сформирован список квалифицированных поставщиков или подрядчиков на определенный период. За этот период заказчик будет проводить конкурсы, аукционы, запросы предложений и другие процедуры только среди поставщиков, входящих в этот список. То есть процедуры закупки в этом случае фактически будут являться закрытыми, однако юридически по 223-ФЗ принципы информационной открытости соблюдены. Это объясняется тем, что к участию в предквалификационном отборе приглашались любые заинтересованные организации, а сведения об этом закупках публиковались и будут публиковаться на официальном сайте.

Кроме конкурса и аукциона, в Положении о закупке, согласно 223-ФЗ, ч.3 ст.3, могут предусматриваться другие способы закупки. Следовательно, заказчик вправе, регламентировать и дополнительные способы закупки, например, такие как: запрос предложений или запрос котировок, закупка у единственного поставщика и/или другие способы. Также заказчик полноправно может установить порядок закупки, при этом не нарушив принципы информационного обеспечения закупки. Согласно 223-ФЗ, п.5 ст.4, на официальном сайте zakupki.gov.ru должна публиковаться информация о закупке, куда должны входить извещение и документация о закупке.
К информации о закупке относятся:

  • проект договора, входящий в обязательную часть документации;
  • изменения, которые вносят в извещение и документацию о закупке;
  • разъяснения документации;
  • протоколы, которые составлялись в ходе процедуры закупки;
  • другая информация.
Вышеперечисленная информация должна быть открыта, согласно положению о закупке и регламентирующему закону 223-ФЗ. Исходя из п. 6 ст. 4 законодательства, в случае, если в положении о закупке предусмотрено, в интернете может публиковаться дополнительная информация. Если заказчик в собственном положении регламентировал другие способы закупки (например запрос предложений или запрос котировок), то он должен обязательно опубликовать на официальном сайте информацию.

Заказчик при реализации закупки суммой менее 100 тыс. рублей имеет право не публиковать сведения о закупке на официальном сайте (согласно 223-ФЗ, п. 15, ст. 4). Но в законе временные рамки публикации закупки одноименных товаров, работ или услуг у единственного поставщика, стоимостью до 100 тыс. рублей не установлены. Заказчик может самостоятельно определить в собственном положении о закупке период публикации закупки до 100 тыс. рублей, производимой у единственного поставщика.
В ситуациях, когда выручка за отчетный финансовый год составила более 5 млрд. рублей, у заказчика появляется возможность публиковать только те сведения о закупке, стоимость которых более 500 тыс. рублей.
Но, исходя из п. 2 ч. 19 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ, заказчик обязан публиковать на официальном сайте сведения о количестве и об общей стоимости контрактов, которые были заключены по итогам закупок у единственного поставщика. Эти сведения должны публиковаться не позже 10-го числа месяца, который следует за отчетным месяцем.

Согласно 223-ФЗ ч.2 ст. 4 за заказчиком закреплена обязанность публиковать на официальном сайте на zakupki.gov.ru план закупки ТРУ (товаров, работ, услуг), на срок не менее года.
Правительством РФ регламентируются дополнительно порядок формирования плана закупки, сроки публикации на zakupki.gov.ru и требования к форме этого плана.

По итогам конкурсной процедуры заключен договор поставки, оказания услуг, выполнения работ. В дальнейшем Заказчик заключает договора на одноименный товар, услугу, работу, который ранее уже приобретался на конкурсной основе, где стоимость таких договоров не превышает 100, 500 т.р. Является ли это нарушением 223-ФЗ?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Закон № 223-ФЗ не ограничивает Заказчика в части осуществления закупок в течение какого-либо периода или «одноименности» товаров, работ, услуг. Если это не противоречит Положению о закупке Заказчика, то, считаем, он вправе заключать «прямые» договоры (с единственным поставщиком), в том числе на товары, работы, услуги, которые уже закупались по итогам конкурентных процедур, если в них появилась необходимость.

Основаниями проведения неконкурентной закупки являются лишь прямо предусмотренные положением о закупке случаи. Необоснованная закупка у единственного поставщика может рассматриваться антимонопольным ведомством как предоставление преимущественных условий для участия, что, в свою очередь, является нарушением положений Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Внимание:

Необоснованная закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) трактуется и как нарушение Закона № 223-ФЗ.

Требование об обоснованности закупки у единственного поставщика можно соотнести и с нормой ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-ФЗ), устанавливающей в качестве одного из принципов закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц целевое и экономически эффективное расходование средств и реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика. Ведь именно конкурентная закупка по своей сути призвана удовлетворить потребности наилучшим образом по наилучшей из предложенных цене. В случае признания заказчика нарушившим принципы Закона № 223-ФЗ антимонопольный орган вправе выдать предписание об отмене результатов процедуры.

Минимизировать риск подобных претензий со стороны антимонопольной службы поможет фиксация в положении о закупках товаров, работ, услуг исчерпывающего перечня оснований закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и экономическая целесообразность каждого из этих оснований.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ»

Здравствуйте, Андрей!

В данном случае необходимо руководствоваться Положением о закупках, утвержденным в Вашей организации. Сейчас нет такого понятия, как одноименные товары. Можно, конечно,
разбить на три договора, но при проверке могут обратить на это внимание, т.к. требования ст. 17 Закона «О защите конкуренции» применяются и к закупкам по закону 223-ФЗ (хотя напрямую это относится только к торгам).

Статья 17. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений
1. При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
2. Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
3. Наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
4. Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
5. Положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Чиновники Минэкономразвития России разработали и утвердили номенклатуру одноименных товаров, работ, услуг. Она действует с 1 февраля 2011 года.

Новации были необходимы

Приказом Минэкономразвития России от 1 декабря 2010 г. № 601 (зарегистрирован в Минюсте России 29 декабря 2010 года) была утверждена номенклатура товаров, работ, услуг для нужд государственных и муниципальных заказчиков.

Прежде всего отметим, что нормы документа применяются всеми заказчиками при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг начиная с 1 февраля 2011 года.

Статьей 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ определено, что одноименными считаются товары (работы, услуги), которые относятся к одной группе в соответствии с вновь принятой номенклатурой.

Одноименность товаров (работ, услуг) имеет большое значение при размещении заказов в связи со следующими моментами:

Запрещено размещение заказов на одноименные товары (работы, услуги) в течение одного квартала на сумму более чем 500 тыс. руб. при проведении запроса котировок и более чем 100 тыс. руб. при размещении заказов по пункту 14 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ (так называемые «малые закупки»);

Совместные торги могут проводиться заказчиками, уполномоченными органами только в случае размещения заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг (ч. 6 ст. 10 Закона № 94-ФЗ);

При размещении заказа путем проведения аукциона на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет 50 млн руб. и более, заказчики вправе установить требование к участникам о наличии опыта выполнения ими строительных работ, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, то есть одноименных работ (ч. 2.1 ст. 11 Закона № 94-ФЗ).

Ранее действующие нормы не позволяли однозначно трактовать одноименные товары (работы, услуги), с одной стороны, заказчиками, а с другой - органами власти, уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов. Первые, пытаясь уйти от проведения торгов, запроса котировок, дробили продукцию на более мелкие заказы, а контролирующие органы, наоборот, «укрупняли» продукцию.

Теперь одноименные товары, работы, услуги определяются в соответствии с утвержденной номенклатурой, которая, надеемся, поможет заказчикам в правильном и грамотном размещении заказов.

Отдельно следует отметить, что номенклатура не связана с формированием размещаемого заказа (лотов). Зачастую заказчики считают, что включить в один заказ (лот) могут только те товары (работы, услуги), которые содержатся в одной группе согласно номенклатуре. То есть в каждом заказе (лоте) могут быть только одноименные товары (работы, услуги). Здесь необходимо различать одноименность для целей ограничения количества размещенных заказов в квартал (заключенных контрактов (договоров) по «малым закупкам» и по результатам запросов котировок соответственно) и «технологическую и функциональную» взаимосвязь продукции, которая необходима для ее включения в один заказ (лот) (ст. 17 Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»). То, что продукция включена в одну группу по одноименности, вовсе не означает, что ее можно объединять только в один лот.

При формировании лотов надо обращать внимание на другой фактор: ограничивает ли это конкуренцию между участниками размещения заказа или нет. А понятие одноименности товаров, работ, услуг призвано ограничить процедуры размещения заказов заказчиками без проведения торгов.

Также является заблуждением мнение о том, что если в одну группу, согласно номенклатуре, включено несколько подгрупп (например, в группу 89 «Бытовая техника, офисная техника и электроника» включены как электрические бытовые приборы, так и часы), то их следует закупать только вместе и разместить заказ на них по отдельности нельзя.

Как пользоваться номенклатурой

Номенклатура товаров, работ, услуг составлена на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93. Всего в номенклатуре предусмотрено 158 позиций.
Одноименными являются те товары, работы, услуги, коды по ОКДП ОК 004-93 которых содержатся в одной группе (см. табл. 1).

Пример одноименных товаров (работ, услуг) в соответствии с утвержденным перечнем


При этом, например, в код 1710000 «Пряжа и нить; тканые материалы и ворсовые ткани» включаются все позиции в соответствии с ОКДП, содержащиеся в данной группе (с позиции 1711000 по позицию 1717680). Проще говоря, все товары с кодами, в которых меняются последние цифры вместо нулей, и есть группа. В примере это четыре последние цифры.

Но данное правило действует не вовсех кодах ОКДП, а только в кодах, соответствующих виду продукции и услуг, то есть в ситуации, когда все семь знаков кода несут информацию, которая может отличаться от нуля. Информация о классах и подклассах видов продукции с представлением их в виде семиразрядного кода приведена в части II ОКДП. А виды продукции во взаимоувязке с классами и подклассами части II ОКДП содержатся в части III ОКДП. Так, например, код 3010020 «Счетные машины, кассовые аппараты, билетные автоматы и аналогичное оборудование, включающее счетное устройство, приборы и инструменты математические» включает в себя следующие виды продукции:

3010150 «Комплексы и машины бухгалтерские и фактурные»;

3010160 «Машины билетно-кассовые и контрольно-кассовые»;

3010170 «Машины контрольно-регистрирующие»;

3010180 «Оборудование прочее, включающее счетные устройства»;

3010190 «Приборы и инструменты математические. Таблицы справочные механические (приборы, инструменты и приспособления математические)»;

3010191 «Приборы математические для вычисления площадей и моментов плоских фигур»;

3010192 «Приборы математические для дифференцирования и интегрирования функций»;

3010193 «Приборы для измерения линий»;

3010194 «Линейки счетные логарифмические общего назначения»;

3010195 «Линейки счетные и справочные специализированные»;

3010196 «Приспособления математические»;

3010197 «Приборы для определения координат».

Таким образом, в данной ситуации меняется не последняя цифра в коде 3010020, а все три последние цифры.

Следует отметить, что группы, согласно номенклатуре, достаточно укрупненные.

Так, группа 106 «Мебель» включает в себя и бытовую мебель (столы, шкафы, стулья и пр.), и специальную мебель (для детских и школьных учреждений, для административных помещений и пр.), и составные части мебели.

Отдельно предусмотрены крупные группы по лекарственным средствам и препаратам: сердечно-сосудистые, гормональные, для лечения злокачественных образований и др.

По другим позициям, наоборот, идет более детальная разбивка на группы. Это, например, касается продуктов питания (см. табл. 2).

Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков

№ п/п

Наименование группы номенклатуры

Мясо (включая птицу)

Продукция мясоперерабатывающей отрасли

Масла и жиры

Молоко и молочные продукты

Хлеб и хлебобулочные изделия

Овощи

Фрукты, орехи, культуры для производства напитков и пряностей

Продукция мукомольно-крупяного производства


Применительно к данному примеру в одном квартале заказчик имеет право заключить по пункту 14 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ контракты на поставку мяса, масла, молока и т. д., цена каждого из которых будет составлять 100 тыс. руб.

Обратите внимание и на следующий момент.

В целях установления участникам размещения заказа требования выполнения ими за последние пять лет работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капстроительства в соответствии с частью 2.1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ работы, включенные в группу 158, рекомендуется классифицировать в следующие подгруппы:

Работы по строительству, реконструкции и капремонту объектов, отнесенных в соответствии с Градостроительным кодексом РФ к особо опасным и технически сложным объектам;

Работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту иных объектов капитального строительства (включая отнесенные к уникальным объектам), не относящиеся к особо опасным и технически сложным;

Работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Не все названия групп верно отражают их содержание

В номенклатуре есть группы, название которых не совсем верно отражает их содержание. Получается, что, к примеру, проконсультировать заказчика по использованию компьютера, отремонтировать принтер и провести телеконференцию - это одноименные работы, услуги, они включены в одну группу, а название этой группы относится немного к другой сфере деятельности - «Программные продукты» (п. 137 номенклатуры).

Услуги по техническому обслуживанию машин и оборудования (код 9460000) содержатся в группе «Услуги по ремонту транспортных средств», хотя оборудование включает в себя не только транспортное и связанное с ним, а, например, еще и медицинское.

При применении номенклатуры могут возникнуть сложности

Действительно, не исключены и проблемы…

Во-первых, по некоторым товарам есть неопределенность с отнесением их к кодам по ОКДП. Например, картриджи для принтеров, с одной стороны, можно отнести к коду 3010500 «Узлы и детали средств копирования и оперативного размножения документов» (группа «Бытовая техника, офисная техника и электроника» (п. 89 номенклатуры)), а другой стороны - к коду 3020365 «Комплектующие и запасные части устройств ввода и вывода информации», однако это уже другая группа - «Вычислительная техника» (п. 90 номенклатуры).

Такая же проблема возникает при определении группы для канцелярской продукции, например ручек. Они есть и в коде 3699110 «Ручки (кроме автоматических) и карандаши (кроме механических)», включенном в группу «Хозяйственно-бытовые товары», и в коде 3010130 «Наборы ручек автоматических и карандашей механических, приборы письменные настольные» (группа «Бытовая техника, офисная техника и электроника»).

Во-вторых, не все товары, работы, услуги, как кажется на первый взгляд, вошли в номенклатуру. Отсутствуют, например, достаточно часто закупаемые заказчиками некоторые консервированные продукты питания. При этом консервы рыбные, мясные, молочные предусмотрены в номенклатуре, а вот консервы овощные и фруктово-ягодные отсутствуют (коды 1513050 «Консервы плодоовощные», 1513060 «Консервы плодовые, ягодные и фруктовые»).

В-третьих, в номенклатуре содержатся коды согласно ОКДП, которые в самом ОКДП отсутствуют, например 1511024 (группа «Продукция мясоперерабатывающей отрасли»); группа «Услуги по ремонту транспортных средств» содержит код 3400200, которого в ОКДП просто нет.

Еще один вопрос - это дублирование одних и тех же кодов по ОКДП в разных группах.

Например, группа «Полиграфические услуги» (п. 35 номенклатуры) включает в себя код 2220000, который, в свою очередь, содержит код 2221030 «Канцелярские принадлежности из бумаги и картона, не вошедшие в другие группировки - ». При этом и код 2221030, и код 2221690 предусмотрены отдельно в группе «Канцелярские товары, канцелярские принадлежности бумажные» (п. 33 номенклатуры).

В этой ситуации представляется логичным, что при определении заказчиками одноименности «частные» коды 2221030 и 2221690 должны быть исключены из «общего» кода 2220000 и отнесены к группе «Канцелярские товары, канцелярские принадлежности бумажные».

Ответственность за несоблюдение установленных норм

Практически за любое нарушение законодательства о размещении заказов предусмотрена административная ответственность.

Не является исключением и неправильное применение номенклатуры товаров (работ, услуг) для нужд заказчиков. Прямой состав такого нарушения Кодексом РФ об административных правонарушениях не предусмотрен, однако возможно наложение административного штрафа за несоблюдение требований законодательства о размещении заказов при принятии решения о способе размещения заказа (ст. 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Ответственность по вышеуказанной статье наступает в следующих случаях.

1. В квартал по неправильно заключенным договорам (контрактам) на одноименные товары, работы, услуги сумма превысила 100 тыс. руб. (по «малым закупкам») и 500 тыс. руб. (по контрактам, заключенным по результатам запросов котировок).

2. В квартал по неправильно заключенным контрактам по результатам запросов котировок на одноименные товары, работы, услуги сумма превысила 500 тыс. руб., и при этом заказ необходимо было размещать путем проведения открытого аукциона в электронной форме. За данное правонарушение должностное лицо заказчика (то есть руководителя либо, как правило, лицо, принявшее решение разместить «лишний» запрос котировок или заключившее (подписавшее) «лишний» договор) могут оштрафовать. Размер штрафа составляет 30 тыс. руб., а если размещение заказа нужно было осуществлять путем проведения открытого аукциона в электронной форме, то 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Обратите внимание: исходя из анализа сложившейся арбитражной практики, освобождение бюджетных учреждений от административной ответственности в силу крайней необходимости, малозначительности, которое допускается Кодексом РФ об административных правонарушениях, органами, рассматривающими дела об административных правонарушениях, практически не применяется.

Важно запомнить
С 1 февраля 2011 года одноименные товары, работы, услуги определяются в соответствии с утвержденной номенклатурой. Она составлена на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности и содержит 158 позиций. Нарушение норм, установленных в номенклатуре, может привести к административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Выбор редакции
Перегрев двигателя автомобиля – проблема, с которой может столкнуться каждый водитель. В этой статье мы можем узнать: - как вовремя...

Часто причиной неисправности картриджа становится износ его основных компонентов - фоторецепторного барабана, чистящего лезвия,...

Вконтакте ОдноклассникиЛазерный картридж состоит из отделения отработанного тонера и тонерного отсека. В состав отделения для...

Тем, кто разочаровался в растворимом кофе со стиков но не может обойтись без бодрящего чарующего напитка, пора обзаветись собственной...
Представьте, что вы первый раз столкнулись с необходимость разработки сайта. Как ничего не забыть по дороге и уже на начальном этапе...
Компания ИнжПласт занимается поставками трубы Корсис уже много лет, напрямую сотрудничая с заводом-производителем, а значит цена труб...
Требует предварительного расчета нагрузки общей массы конструкции на каждый элемент опоры. От этих данных зависит расстояние между...
Бетонный пол в бане является хорошей альтернативой деревянному, особенно в мокрых помещениях под укладку плитки. Конечно по времени и по...
Кирпич как универсальный строительный материал известен человечеству уже много веков. Этот кладочный камень имеет вид прямоугольного...