Саврасов сельский вид 1867. Алексей Саврасов – родоначальник реалистического пейзажа в России


Удивительно, как этот неуклюжий мощный суровый купеческий сын - Алексей Саврасов - тонко чувствовал и не менее тонко отражал на своих полотнах исконно русские пейзажи. Вот портрет Алексея Кондратьевича Саврасова работы

Сурово, угрюмо, недоверчиво поглядывает на нас художник. Как будто спрашивает: «А что вам мои работы? Ведь там не изображается яркая итальянская природа, а только неодетые деревья весной, широкая Волга, виды на далекие монастыри или Кремль. Что вы видите в них?»

«Сельский вид», 1867 г.

Уже имея учеников, работая руководителем пейзажного класса в училище, Алексей Саврасов написал самую обычную деревеньку, расположившуюся на холмистых берегах узкой речушки, склоны которой покрывает мягкая трава-мурава.

На переднем плане пасечник, ульи и вишни в цвету (не только одни японцы видят красоту цветущей вишни), в то время как сами ветви деревьев еще обнажены. Они еще не покрылись листвой. Изящно и прихотливо изогнуты стволы и ветви, тянущиеся к небу. Оно наше - обычное, неяркое, несмотря на солнечный радостный день. Еще тянет от земли прохладой, а воздух, наполнивший картину, уже прогрелся. Речка, когда невольно следишь за ее течением, впадает в озеро или в более крупную реку. На горизонте расположена узкая светлая песчаная коса. С небольшого косогора к речке спускается нежно зазеленевшая березовая роща. Алексей Саврасов показал неброскую прелесть необъятных просторов, к которой так привык каждый русский человек.

«Лосиный остров в Сокольниках», 1869 г.

Из родной Москвы и удаляться никуда не пришлось в поисках дремучего леса. На первом плане перед нами привычные глинистые лужи, через которые переброшены гати, чтобы хозяин мог подойти к стаду коров, пасущихся на опушке соснового леса.

С любовью смотрит Алексей Саврасов на зеленую опушку в отдалении и мощный клин который в нее врезается. И, как обычно, мы видим любимую деталь живописца - голые стволы мачтового леса, который скрывается у горизонта, сливаясь с темными облаками, клубящимися у земли. Само же небо меняет тональность от светло-золотистого в центре до насыщенного серо-голубого. Коренной москвич, Алексей Саврасов привык с детства видеть эти неброские краски Подмосковья. Наверное, даже когда он закрывал глаза, они стояли перед его мысленным взором.

Неодетая весна

Именно она изображена на небольшом полотне Алексея Саврасова «Грачи прилетели» (1871). Настолько достоверно это изображение, что взгляд, как будто ты на улице, перебегает, не задерживаясь то от снега с проталинами и глубокими грязноватыми лужами, в которых отражается небо и кусты ивняка, растущие рядом, то вверх, туда, где в голубом просторе плывут облака того же оттенка, что и снег внизу.

Земное и небесное соединяются воедино. И надо всем стоит немолчный гам грачей, дерущихся из-за своих старых, чернеющих мощными ворохами веток гнезд на березах, и строящих новые. В воздухе пахнет и весной. Обнаженные белые березки с тонкими ветвями графически прорисованы на фоне неба. Белая церковь с колокольней вдали и уходящие к горизонту поле и лес. Какой родной этот пейзаж, который мы наблюдаем везде и повсеместно в средней нечерноземной России, это его самый обобщенный образ. Картины Алексея Саврасова еще не раз отобразят лик начинающейся весны, но второго такого шедевра он уже не создаст. Да и кто еще такое напишет?

Картины Алексея Кондратьевича Саврасова

Предшественником Саврасова в изображении русского пейзажа можно считать А.Г. Венецианова. Но тематика этого певца природы больше склонялась к отражению крестьянской жизни, которую он видел у себя в усадьбе. Саврасов постепенно отходит от первоначальных романтических традиций, где деревья пишутся с пышными кронами, где стоят огромные валуны, поросшие невысокой травкой, а весь тон картины темен, и только слегка проблескивает нежная голубизна неба, покрытого тучами, - «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854). Он начинает внимательно всматриваться в каждое время года, находя для себя в них особое очарование. Но более всего привлекают его внимание стволы, сучья, ветви деревьев. Их прихотливые изгибы, когда они тянутся к солнцу, их переплетения. Художника притягивает ранняя весна. «Половодье» (1868) - это великолепная картина пробуждающейся природы, которая «сквозь сон встречает утро года».

Березки чуть-чуть не затопил паводок. И вот они стоят, отражаясь в зеркале спокойной воды так, что, кажется, мы видим не просто их повторенье, а их корни, подобные кроне, которые иначе увидеть невозможно. Позже к этому приему придет Мауриц Эшер, который исследовал симметрию и бесконечность. Но новатором в этой области, не ставящим столь хитроумные задачи, был, несомненно, А.К. Саврасов. Художник воспитал много учеников, которые разлетелись из-под его крыла. Их имена и работы стали значительными вехами в русской живописи И. Левитан,


Алексей Кондратьевич Саврасов - художник, выдающийся пейзажист, основоположник символистского “пейзажа настроения” в русской живописи.


Волков И. П. Портрет художника А.К.Саврасова

Родился в Москве 12 мая 1830 в семье мелкого купца. Подростком писал пейзажные картинки на продажу. В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1848 году начались занятия Саврасова пейзажной живописью под руководством талантливого педагога и замечательного человека по-отечески заботившегося о своих учениках - К. И. Рабуса. Его уроки не только будили мысль, но и профессионально подготавливали молодых художников к самостоятельным поискам.

В картинах и рисунках пятидесятых годов мы встречаем попытки преодоления академических традиций и самостоятельного решения художественного замысла. Среди картин этого периода одними из самых ранних являются два натурных этюда - “Камень в лесу у “Разлива” и “Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами” .

Скоро на нашем сайте ("Тайные страницы русской живописи"): "Первоначальные этюды к картине «Грачи прилетели» А.Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Церковь была построена в конце XVIII века. Колокольня с кокошниками у основания остроконечного шатра, белый храм с пятью небольшими куполами. Потемневшие от времени избы, крестовые дворы, деревья с мокрыми стволами, свисающие с крыш длинные сосульки... Сколько было таких сел в России! Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. А.К.Саврасов приехал в Молвитино в марте 1871 года, здесь много и плодотворно работал над этюдами с натуры, так что ни одна мелочь не ускользала от его пристального взгляда. Уже в первых этюдах тонкие, трепетные стволы берез потянулись к солнцу, просыпалась от зимней спячки земля. Все оживало с наступлением весны - любимой поры художника. Эти первоначальные этюды были решены А.Саврасовым в едином цветовом ключе. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. То ощущение весны, которым он жил последние дни, вдыхая пьянящий мартовский воздух, здесь - у околицы обычного русского села - приобрело особую силу и очарование. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. " - читать полностью »

"Грачи прилетели" - чудесная картина, такая же поэтичная, и в то же самое время печальная и радостная, истинно весенняя, как вступление к «Снегурочке» Римского! Еще зима. Мрачный, сизый горизонт, далекая снежная равнина, старинная церковь, жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной сырости, почти мертвые от долгого тяжелого сна... И вот чувствуется, как по этой сырой и холодной, мертвой, бесконечной мгле проносится первое легкое и мягкое дуновение теплоты, жизни. И от ласки этого дуновения растаял пруд, встрепенулись, ожили деревья, а снежный саван быстро исчезает. Целая стая веселых птиц примчалась с этим ветром. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны..." - читать полностью »

"Основная трудность становления творческой личности Саврасова, как и Клодта и Шишкина, заключалась в том, что процесс его формирования происходил в период, когда пейзажный жанр в демократической русской живописи находился еще в стадии становления. Поэтому передвижники первых поколений должны были, каждый в своей области, выступать как первооткрыватели. Но стать первооткрывателями было не легкой задачей. Поэтому-то свойственное Саврасову поэтическое восприятие родной природы облекается в ранних пейзажах художника в неорганичные для него формы академического романтизма. Это и вносило черты противоречивости в раннее творчество Саврасова..." -

Выбор редакции
Перегрев двигателя автомобиля – проблема, с которой может столкнуться каждый водитель. В этой статье мы можем узнать: - как вовремя...

Часто причиной неисправности картриджа становится износ его основных компонентов - фоторецепторного барабана, чистящего лезвия,...

Вконтакте ОдноклассникиЛазерный картридж состоит из отделения отработанного тонера и тонерного отсека. В состав отделения для...

Тем, кто разочаровался в растворимом кофе со стиков но не может обойтись без бодрящего чарующего напитка, пора обзаветись собственной...
Представьте, что вы первый раз столкнулись с необходимость разработки сайта. Как ничего не забыть по дороге и уже на начальном этапе...
Компания ИнжПласт занимается поставками трубы Корсис уже много лет, напрямую сотрудничая с заводом-производителем, а значит цена труб...
Требует предварительного расчета нагрузки общей массы конструкции на каждый элемент опоры. От этих данных зависит расстояние между...
Бетонный пол в бане является хорошей альтернативой деревянному, особенно в мокрых помещениях под укладку плитки. Конечно по времени и по...
Кирпич как универсальный строительный материал известен человечеству уже много веков. Этот кладочный камень имеет вид прямоугольного...