Сколько в России нужно полицейских? Версии Германа Грефа и МВД. Сколько в россии силовиков Количество полиции в странах мира


На 20 процентов, а новый министр внутренних дел Владимир Колокольцев уже говорит о необходимости пересмотреть вопрос о численности личного состава. Хотя полицейских на душу населения у нас и так в разы больше, чем в других странах. С бывшим СССР и сравнивать нечего: тогда на тысячу жителей приходилось 2,1 милиционера. В современной России - 7,7. При этом советский Дядя Степа чинил светофоры и помогал малышне, а нынешние стражи порядка стонут от перегруженности и «палочной» системы.

Так сколько в стране должно быть полицейских? Михаил Маков, главный эксперт-специалист Организационно-штатного управления МВД России, как раз занимается этим вопросом. Щелкая калькулятором, мы вычисляем процентное соотношение полиции и населения на Западе . Ближе всего к нам Италия (см. таблицу).

Над тем, какова оптимальная численность полиции, сейчас работают ВНИИ МВД России и все образовательные учреждения министерства, - говорит Михаил Маков. - И получается, что если давать сотрудникам все выходные, отпуска, отгулы за усиления и дежурства, то полицейских должно быть не меньше, а больше, чем сейчас. По некоторым службам - раза в два.

То есть надо возвращать сокращенные 20 процентов? - спрашиваю я.

Так вопрос не стоит, - отвечает Михаил Маков, - но надо понимать, что полицейских у нас в любом случае будет больше, чем в других странах. Например, из-за размера территории.

Мы снова высчитываем соотношение числа полицейских и площади стран. И здесь мы впереди планеты всей: на одну штатную единицу приходится почти 15 квадратных километров. А вот в Италии - 1,1 кв. километра на стража порядка - до обеда обойдешь, не напрягаясь.

Я был в одном из отдаленных районов Чукотки , - продолжает Михаил Маков, - площадь - больше, чем Бельгия . А население всего 5,5 тысячи человек. 1,5 тысячи живут в райцентре, остальные - в семи селах. Дорог нет. В каждом селе - по участковому, а в райцентре - отдел. Всего 36 сотрудников. Получается 1 полицейский на 152 жителя. Ну как там по-другому охранять порядок?

Но у СССР территория была еще больше, - не сдаюсь я, - по 35 километров на милиционера...

Тогда на поддержание правопорядка был нацелен весь тоталитарный аппарат: парткомы, профкомы, добровольные дружины, - возражает Михаил Маков. - Так что больший штат полиции - это плата за нашу свободу.

«ПЛЯСАТЬ» ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Не так давно глава МВД Владимир Колокольцев заметил, что в ходе реформы МВД был нарушен принцип доступности полиции. В сельских районах отделы были сокращены или даже упразднены. И теперь до полиции людям приходится ехать иногда сотни километров. Министр поручил рабочей группе по дальнейшему реформированию МВД пересмотреть вопрос о численности личного состава.

Михаил Пашкин , глава неофициального милицейского профсоюза, теперь входит в состав этой рабочей группы.

Ну вы сравнили! - воскликнул он, когда я показал цифры по России и СССР. - В Москве в советское время было одно-два убийства в месяц. Сейчас по сравнению с теми годами - настоящая война.

В США криминогенная обстановка тоже не сахар, но полицейских там меньше…

Конечно, там ведь есть еще полковник «Кольт», который всех сделал равными, - парировал Пашкин, - к тому же практически во всех западных странах, если вы пьяным сядете за руль, ваш сосед первым позвонит в полицию. Этот факт значительно облегчает работу и соответственно влияет и на численность полицейских.

Так сколько должно быть полицейских? Больше, меньше или как сейчас?

Михаил Пашкин задумался.

Плясать надо от количества преступлений, - ответил он. - А у нас, по разным оценкам, около 25 миллионов скрытых, незафиксированных преступлений. Пока мы точно не будем знать, сколько реально правонарушений в каждом районе, говорить о численности полиции невозможно. Например, в Москве в одном районе у эксперта может быть два выезда в сутки, а в другом - 20. Естественно, во втором районе экспертов должно быть больше. А сейчас одинаково - по штату. Надо повсеместно провести аттестацию рабочих мест, ее критерии мы сейчас разрабатываем.

ПРИДЕТСЯ СПУСТИТЬСЯ НА «ЗЕМЛЮ»

По словам Михаила Макова, уменьшить число полицейских можно, только изменив всю правоохранительную систему.

В США есть оперативники и следователи в одном лице - детективы, - говорит он. - А у нас сначала оперативник очевидцев опросит, направит материал дознавателю или следователю. Последний их снова опросит и даст оперу новые поручения. Прокуратура все это проверяет, тоже пишет бумаги. Если убрать дублирование функций, то можно сократить и следственный, и оперативный аппарат. Вообще у нас очень громоздкая бюрократическая система, пожирающая огромное количество человеко-часов.

У Михаила Пашкина свои рецепты реформирования системы.

Единственный путь - перераспределение кадров в пользу «земли», районных отделов, - говорит он. - В Москве во времена СССР был главк и имелись районные отделы. А сейчас зачем-то созданы управления по округам, в которых сидят генералы, их помощники, секретари, технические сотрудники. Да и в МВД сейчас работают люди, которые устроились по блату и «земли» никогда не нюхали. Надо их туда спустить, и вопросы с численностью личного состава решатся сами собой.

Где стражей порядка больше

* *По данным МВД России.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Победим массовость образованностью!

Надо решать проблему охраны порядка за счет качества, а не количества, - считает председатель Комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников . - Ассоциация юристов уже давно предлагает брать в полицию на должности, которые предполагают общение с людьми, только людей с высшим образованием и офицерским званием. Казалось бы, какое это имеет отношение к числу полицейских? Но сейчас очень много ситуаций, когда молоденькие сержанты делают то, что потом приходится исправлять путем колоссальной бумажной работы и за счет рабочего времени других полицейских. Еще, мне кажется, надо избавить полицию от охраны футбольных матчей и других массовых мероприятий. Во многих странах безопасность внутри стадионов обеспечивают сами клубы. А полиция следит за порядком только снаружи.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Джентльменам пока не верят

Система внутренних дел у нас, конечно, не самая компактная. Но я бы не спешил вступать в «гонку разоружения». Недавнее сокращение системы МВД стало чем-то вроде сокращения бурлаков, тянущих баржу. Вес тот же - преступлений и пьяных на дорогах меньше не стало. А людей в погонах - минус двадцать процентов. Конечно, к самому МВД претензий немало. Многие скажут, что такую полицию не то что сокращать - разгонять нужно. Но пока другой у нас нет. Да и, справедливости ради, признаем, многие и правда работают на износ.

Наверное, можно немного «поджать» штат за счет сокращения бюрократических издержек. Но это может и боком выйти. Да, наши постовые и опера завалены бумажной рутиной. Рапорты, отписки, проверяющие - в странах, которым мы завидуем, многого этого нет. Но не будем забывать, что наша процедура заточена таким образом, чтобы в любой момент можно было проверить каждый шаг оперативника, следователя и иже с ними, максимально исключить набившую оскомину коррупционную составляющую и возможность злоупотреблений.

Помните анекдот, когда Петька играет в карты с английскими лордами? «У меня три туза», - говорит лорд. Петька: «Покажи». Ему возражают: «Джентльменам верят». «Вот тут-то, - говорит Петька, - мне карта и поперла». Так же и с полицией. Если у них офицер сказал, значит, так и есть. А у нас лучше двадцать раз проверить. Пока мы не сможем доверять полицейским, как джентльменам, лучше не рисковать и пока не экономить. Дороже выйдет.

Евгений ВЛАДИМИРОВ


ВОПРОС ДНЯ

А вам полицейских хватает?

Руслан ГРИНБЕРГ, директор Института экономики РАН:

Это как раз тот случай, когда количество не имеет значения. Мы все ждем существенного улучшения качества работы МВД, что нам и обещали, когда переименовывали милицию в полицию.

Алексей ФИЛАТОВ, вице-президент международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»:

Очень часто при ДТП дорожных полицейских приходится дожидаться часами. Такое впечатление, что у нас жуткий дефицит стражей правопорядка. На самом деле их достаточно, но они не хотят заниматься своими прямыми обязанностями.

Анатолий ЛЫСЕНКО, главный редактор Общественного российского телевидения:

Мне хватает. Бывали случаи, когда полиция реально помогала и мне, и моим коллегам по работе. Единственное, что я бы добавил - регулировщиков на оживленных трассах. Подобные службы есть во многих крупных городах мира, а у нас «люди с палочками» куда -то исчезли.

Евгений КУРАКОВ, полицейский, Нижегородская область:

Мужчин-полицейских у нас не хватает! Одни женщины работать идут. Оно и понятно: зарплату подняли, дамам на нее спокойно прожить можно. А вот главе семейства, как мне, все равно маловато.

Каромат ШАРИПОВ, президент общественного движения «Трудовые мигранты Таджикистана»:

А мигрантам, поверьте, кажется, что полицейских не в три, а в 15 раз больше, чем в Америке ! Останавливают, отбирают деньги... Нет, не все, но, к сожалению, многие.

Татьяна ДОГИЛЕВА, актриса:

Когда я позвонила в полицию и попросила прогнать компанию пьяных дебоширов с Патриарших прудов, мне ответили, что людей у них не хватает.

Владимир ГУСЕВ, актер, сериал «Гаишники»:

Дело не в численности, а в доверии. У меня нет ощущения, что могу обратиться к ним за помощью как к хорошим друзьям, которые обязательно выручат.

Алексей, дальнобойщик, слушатель радио «КП»:

Да их перебор! Пока из Москвы до Оренбурга доеду, экипажей десять меня остановят. И каждому документы предъяви, груз покажи. Столько времени напрасно трачу.

Алена, читательница сайта KP.RU:

Мне точно хватает: папа, два брата, даже свекровь - и все работают в полиции! По утрам в туалет очередь по рангу и званиям... Одна радость - в случае проблем есть кому заступиться.

Цитадель и ее стража

История силовиков

Россия - страна силовиков. По количеству одних только полицейских на 100 тысяч человек Российская Федерация занимает первое место в мире. На каждую тысячу россиян приходится 5,5 полицейских. Даже в Китае (данные 2012 года) этот показатель составляет всего лишь 3,2, а например, в Германии - 2,9. В постоянно воюющем Израиле - тоже 2,9. При этом полицейские - это вовсе не единственные представители силового сословия, которое за 2000-е годы стало основным бенефициаром режима, одновременно его опорой и выгодоприобретателем.

На протяжении всех этих 12-ти лет, о которых мы говорим, постоянно росло одновременно количество вооруженных людей в форме и расходы федерального бюджета на их содержание. В эти годы происходило разделение общего силового сословия на различные группы интересов, на различные кланы. Конкуренция или прямая борьба этих кланов между собой к концу 2000-х годов превратилась в некоторую пародию на политическую конкуренцию, в некоторую ее замену, довольно плохую замену, надо признать («Песок - плохая замена овсу»). Но тем не менее это такой суррогат системы сдержек и противовесов. Вместо общественного контроля, вместо взаимного сдерживания ветвей власти в российской политической ситуации мы имеем конкуренцию силовиков.

Кто составляет вот эту вот вооруженную бюрократию, сколько вообще этих людей? Итак, кто такие силовики, кто составляет этот класс?

Министерство внутренних дел

Наиболее многочисленная силовая структура в России - это Министерство внутренних дел. На 2005 год в его штате состояло более 820 тысяч человек; на 2015 год количество сотрудников МВД превысило миллион. Министерство внутренних дел подверглось одной из наиболее масштабных реформ 2000-х годов. Это так называемая реформа полиции, собственно, переведшая ее из милиции в полицию. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в 2009 году в качестве реакции на ряд громких преступлений, совершенных милиционерами.

Многие помнят дело майора Евсюкова, человека, который открыл стрельбу в супермаркете на юге Москвы. Предполагалось одновременно снижение численности состава МВД и увеличение ассигнований для выплаты вознаграждений сотрудникам. В 2010 году была объявлена предстоящая реформа полиции, и в августе 2010 года в открытом доступе был опубликован проект закона «О полиции», который был призван заменить действующий закон «О милиции».

Он ставил себе целый ряд целей: прежде всего повышение эффективности работы органов полиции, повышение доверия к ним граждан, сокращение численности и повышение зарплат сотрудников. Действительно, в ходе реформы, начавшейся в 2011 году, численность сотрудников органов внутренних дел была сокращена на 22%. Однако, как мы видим, уже к 2015 году штат МВД снова вырос и стал больше, чем в какие бы то ни было предыдущие годы. Действительно, полицейские стали получать больше денег, кроме того, был внедрен целый ряд мер по повышению открытости системы МВД. Наиболее известная из них - это введение бейджиков, которые сотрудники полиции обязаны носить.

Одновременно, начиная с 2001 года, шел процесс переподчинения региональных силовых структур и специфических региональных управлений внутренних дел от губернаторов президенту. Суть процесса состояла в том, чтобы выстроить единую вертикаль по охране порядка в широком смысле слова, если мы говорим об МВД, и подчинить ее именно федеральному центру. Исключениями в этом отношении, продолжающими обладать собственным силовым ресурсом, являются национальные республики. Прежде всего республики Северного Кавказа, особенно Чечня.

Пока зафиксируем ту ситуацию, к которой мы пришли к 2012 году: полиция реформирована, ее численность несколько сокращена, она, скажем так, стала в какой-то степени более открытой. Сказать, что уровень доверия к полицейским каким-то образом вырос, мы, ориентируясь на социологические данные, не можем, но зато силовая вертикаль полностью переподчинена президенту.

ФСБ, ФСО и другие

МВД - это, естественно, не единственная силовая структура, но наиболее многочисленная. В органах прокуратуры на 2005 год работает около 190 тысяч человек, в Генеральной прокуратуре - 53 тысячи. В Федеральной миграционной службе - около 30 тысяч человек. Чрезвычайно многочисленное, богатое и достаточно самостоятельное силовое ведомство - это МЧС, работающее с 1991 года, с момента своего создания, под руководством одного министра. В 2005 году там работает 350 тысяч человек, в 2015-м - уже больше 370 тысяч. Около 340 тысяч - в Министерстве юстиции. И Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, созданная в 2003 году (и, забегая вперед, ликвидированная в 2016-м), насчитывает на 2005 год 33 тысячи человек. На 2015-й, так сказать, к своему закату, - уже 40 тысяч.

Сколько человек работает в собственно спецслужбах - ФСО, ФСБ и военной разведке, - из-за режима секретности точно сказать мы не можем. По различным данным, ФСБ в 2000-е годы - это около 120 тысяч человек. Если прибавлять туда сотрудников погранслужбы, которая вошла в состав ФСБ, то это получится больше 200 тысяч человек. По различным оценкам, с начала 2000-х годов штатная численность ФСБ без учета погранслужбы возросла в 1,5–2 раза. В службе внешней разведки мы видим около 20 тысяч человек, но опять же, точно мы не знаем. В ФСО работает от 10 до 25 тысяч человек.

Численность штатного состава силовых структур, несмотря на локальные сокращения или, точнее, разговоры о таких сокращениях, в целом за последние 15 лет неизменно росла. Точно так же росли и расходы федерального бюджета на разделы «Национальная безопасность» и «Правоохранительная деятельность», которые отвечают за окормление класса силовиков. За годы наблюдений никогда эта цифра в процентах от ВВП не падала ниже 1,3%. В процентах от общего числа расходов федерального бюджета она всегда была больше 8, и (с некоторым снижением в кризисном 2008 году) после 2009-го наблюдается ее постоянный рост. К 2012 году мы подходим с бюджетом, в котором около 11% денег направляются на расходы, связанные с национальной безопасностью и правоохранительной деятельностью.

Много это или мало? Для сравнения: в Соединенных Штатах расходы консолидированного бюджета на безопасность составляют около 1,5% ВВП. В расходах федерального бюджета это 0,19%. Как мы видим, это цифра, к которой мы близко не подходили за все эти годы. Итак, российские силовики в течение этих 12 лет потребляют всё большую и большую долю от расходов бюджета.

Одновременно растет так называемая закрытая часть бюджетных расходов. Что это такое? Федеральный бюджет, как любой другой закон, рассматривается Государственной Думой. Он рассматривается на пленарных заседаниях и, соответственно, публикуется. Часть расходов, которые относятся к секретным, рассматриваются в закрытом режиме, их не обсуждают на пленарных заседаниях. Их рассматривает специальная комиссия Государственной Думы. В нее входит председатель комитета по бюджету, председатель комитета по безопасности и ряд других депутатов. В основном это бывшие сотрудники спецслужб и Министерства обороны, бывшие обычно, там, заместители министра - такого уровня люди.

Каков процент этих закрытых расходов, то есть тех, которые не подлежат публичному рассмотрению? С 2005 по 2012 годы - от 10 до 11%. Это не обязательно расходы именно на спецслужбы. Например, расходы на капитальное строительство по какой-то причине тоже стали относиться к секретным, часть расходов на ЖКХ также закрыта. Если в 2012 году это 11,7% бюджета, на 2014 год это уже 14,2%, на 2015-й - 16,7%, к концу 2015 года - фантастическая цифра в 20,2%. Итак, больше 20% федерального бюджета к 2015 году распределяется в закрытом режиме.

Чем выше влияние спецслужб и силовиков в целом на внутреннюю и внешнюю политику, чем больше денег они забирают себе, тем, соответственно, больше влияние их специфической ментальности, которая предполагает рассмотрение внешнего мира как набора угроз и вызовов.

Армия

По специфическим причинам российской политической истории у нас спецслужбы и силовые структуры являются политическими акторами. Армия до самого последнего времени им не являлась. Корни этого специфического явления уходят в период после Великой Отечественной войны, в частности, в тот этап, когда шла борьба с маршалом Жуковым и его окружением ровно с тем, чтобы не допустить появление армии как отдельного политического субъекта, как актора политического процесса. Это положение вещей в самые последние годы начало несколько меняться, но это уже выходит за рамки нашего курса. Каким образом поддерживается тот баланс между конкурирующими силовиками, поддержание которого является одной из основных задач и целей верховной власти?

Конкуренция силовиков

Силовики располагают как силовым ресурсом, так и контролем над целыми областями, сферами экономической деятельности. Это не только вульгарно понимаемое крышевание в духе 90-х годов, это уже гораздо более глубокое проникновение силовых акторов в экономическую ткань, которое позволило, например, Ольге Романовой , человеку, разбирающемуся в этой сфере, сказать, что настоящие российские предприниматели - это и есть силовики или силовики и есть настоящие российские предприниматели. Какой именно объем экономического оборота прямо или косвенно контролируется представителями силовых структур либо их бенефициарами, мы сказать не можем, но мы просто можем зафиксировать тот факт, что проникновение это достаточно глубоко.

Одним из основных скрытых, но определяющих сюжетов внутренней политики 2000-х годов было соперничество МВД и ФСБ за контроль над потоками, проходящими через таможню. В чем состояла в этой ситуации задача верховной власти? В том, чтобы не появился какой-то один определенный победитель, который мог бы контролировать эту поляну целиком, чтобы не появился некий мегасиловик, который мог бы победить всех остальных, или даже чтобы не выросло две противостоящие башни, которые остаются наедине друг с другом, подавив все остальные очаги сопротивления. По этой причине силовые структуры в России являются постоянным предметом реформирования.

Из них выделяются новые структуры, эти новые структуры потом расформировываются, меняется руководство. Вся эта деятельность, если мы посмотрим на нее на расстоянии в десять лет, имеет своей целью поддержание этого вот сложного динамического равновесия. В 2011 году из состава Генеральной прокуратуры выделяется то, что было Следственным комитетом при прокуратуре, в отдельную структуру, Следственный комитет, который становится конкурентом прокуратуры и в борьбе с ней проживает все эти годы. Все эти новые структуры начинают сражаться за полномочия, за ресурсы, за контроль. Соответственно, вот эта вот борьба не дает никому из них каким-то образом усилиться.

Итак, зафиксируем ту ситуацию, которую мы увидели. Речь не идет о том, что какие-то специфические чекисты захватили власть в России. Речь идет, повторюсь, о широком, обширном, богатом и влиятельном классе, говоря марксистским языком, вот этой вот самой силовой бюрократии. У нас существует экономическая бюрократия, существует медийная бюрократия, существует бюрократия финансовая - все это люди, в той или иной степени работающие на государство. Но ядром чиновничьего класса становится именно вот эта вооруженная силовая бюрократия.

  • Категория: Без рубрики

Как это ни странно, количество полицейских на душу населения в России тоже в несколько раз превышает мировые стандарты

Сергей Окунев с цифрами в руках опровергает миф о том, что больше полиции — означает больше безопасности

На днях широко праздновали в узких кругах день Российской полиции. Это, пожалуй, один из самых громких “профильных” праздников, наравне с днем ВДВ. В первую очередь, потому что в последнее время в России так много полицейских, что день полиции празднуют едва-ли не больше людей чем условную Пасху. И вот, пользуясь торжественным случаем хочется в очередной раз поговорить о Российской полиции и ее эффективности.
Конечно, силен соблазн в очередной раз рассказать о разгонах митингов, об избиениях и убийствах в отделах полиции и о другом беспределе, который твориться в нашей стране. Но, во-первых, всего этого в последнее время стало так много, что уже никого и не удивить, а во-вторых — все-таки праздник, хочется как-то более глубинно затронуть тему Российской полиции.
И тут очень кстати можно вспомнить один классический миф: да, в России много полиции, да, у нее широкие полномочия и иногда она их превышает, зато у нас безопасно! Не то что в этой проклятой Европе. А в США? Там же после 21 часа на улицу выходить страшно!

Этот типичный миф можно кратко назвать — “Больше полиции — больше безопасности”. И сегодня отличный момент чтобы разобраться что с этим тезисом не так.
Для начала стоит разобраться с первой частью этого словосочетания. А много ли в России полиции? Да. Очень много. Наша страна в последние годы стабильно входит в список стран с наибольшим количеством полицейских на 100 000 населения. И это при том, что помимо фактической полиции у нас существует еще и Росгвардия, всевозможные специальные отделы при МВД, ОМОН и так далее. Во многих рейтингах это не учитывается, так что сколько все-таки в России полицейских и различных других правоохранителей не очень понятно. Тем не менее, даже если считать официальные данные, в России 610 полицейских на 100 000 населения. И если вас не впечатляет эта цифра, то сравним ее Германией — 299 сотрудников и Францией — 356. При этом, нужно отметить, что эти страны Европе едва ли не самые проблемные с точки зрения общественной безопасности, особенно на фоне миграционного кризиса и прочих внутренних проблем. То есть, эти цифры — кризисные и они в два раза меньше, чем в “стабильной” России.

Есть ли страны, где полиции больше? Конечно, есть, но боюсь, что не каждый из вас даже с первого раза прочитает их названия без запинки. Например — Антигуа и Барбуда — 734 полицейских на сто тысяч населения, Багамы — 848 сотрудников, Бермуды — 730, Бруней — 1076, Гренада — 818, Доминика — 710, Макао — 738, Монако — 1375, Науру — 800, Ниуэ — 800 и еще ряд карликовых государств. Безусловно сравнивать Россию с карликовыми государствами статистически не корректно, поскольку данный “перекос” вызван малым населением этих стран. Из более-менее адекватных примеров — Сербия — 632 сотрудников на сто тысяч, Сингапур — 753, Черногория — 840, Южный Судан — 630. В общем-то и все. Все остальные цивилизованные страны мира имеют меньшее количество полицейских чем в России.

Для понимания вопроса важно иметь в виду, что согласно рекомендаций ООН, оптимальным показателем для сохранения общественного порядка и безопасности считают 220 полицейских на 100 тысяч жителей, то есть в России почти в 3 раза больше. Кроме того, оценкам все той-же ООН в России и вовсе 976 полицейских на 100 тысяч населения, но в этот рейтинг входят различные отделы, включая отделы по борьбе с наркотиками, пресловутый “Центр Э” и так далее.

Чтобы вы окончательно поняли много или мало полицейских в России, давайте сравним с соседними и знакомыми нам странами. К примеру, в Эстонии — 237 сотрудников на 100 00 населения, Латвия — 195, Литва — 325, Польша — 262 Румыния — 281 и даже Украина — 397. Кроме того, у более взрослого населения постсоветских стран остался пропагандистский стереотип о огромной армии полиции в США, однако, это лишь миф — 256 сотрудников на 100 тысяч, более чем в 2 раза меньше, чем в России.

Итак, с первой частью мы разобрались. В России много, очень много, просто неприлично много полиции. Исходя из тезиса “Больше полицейских — больше безопасности” наша страна и вовсе должна быть самой безопасной в мире, ну или как минимум входить в тройку подобных стран. Чтобы это выяснить можно обратиться, пожалуй, к самому авторитетному источнику по теме — доклады “управления ООН по наркотикам и преступности”. Данное ведомство регулярно публикует официальную статистику по многим десяткам стран мира, в том числе и по России. И поскольку было бы странно брать целые цифры из-за разницы в населении стран, мы будем использовать все те же коэффициенты на 100 000 населения. Пожалуй — более беспристрастного и объективного метода статистики не найти.

Итак, Россия, со всей своей армией правоохранительных органов занимает 16 место в списке стран по количеству убийств на 100 000 населения. И если вы считаете, что 16, это ведь даже не десятка и уж точно не первое место, то стоит посмотреть на тех кто перед нами. Список на ваших экранах.

Здесь, пожалуй, можно отметить, что остальные “конкуренты” Росси — это страны третьего мира. Впрочем, к примеру в Конго, Нигерии, Гамбии, Гвинеи-Бесау и Эфиопии убийств меньше, чем в России.

Из более-менее адекватных стран — Литва на 46 месте с коэффициентом ровно в два раза ниже нашего, США на 51 месте, Эстония на 61 месте, Бельгия например на 70, Финляндия на 74, Франция на 75, Германия на 93 месте с показателем более чем в 10 раз ниже нашего, Польша на 97 строчке. Можно продолжать до бесконечности, но суть, наверное, уже понятна.

В общем списке стран Россия занимает 172 место, при условии, что на первом — самые безопасные страны, а на последнем те, где убийств больше всего. Да и в других показателях России сложно конкурировать даже со странами Балтии. К примеру, нас почти в два раза чаще грабят, чем в той-же Эстонии — 50,7 грабежей на 100 000 населения против 25,6 случаев у прибалтов. 709 краж на 100 000 населения против 357 случаев в Польше. Хотя, стоит признать, автомобили у нас угоняют так-же часто, как и у поляков.

Всевозможных отчетов, как ООН, так и независимых агентств огромное множество, каждый из вас прямо сейчас может открыть Гугл и сравнить показатели России с другими странами. И какой вывод из этих показателей можно сделать? А вывод очень простой — у наиболее безопасных стран, в которых меньше всего краж, убийств и изнасилований, как раз-таки небольшое количество полицейских на душу населения. А страны с показателем более 500 сотрудников на сто тысяч это страны третьего мира, причем чаще всего, находящиеся в глубоком кризисе. И очень жаль, что в этом списке на первых позициях Россия.

Сергей Окунев

Нет похожих материалов

Растет количество полицейских. Почему они переживают понятно, из за этого им трудно развалить Россию и этим они оправдывают свой нулевой выхлоп. Дескать ну что мы можем сделать, против таких сил. Удивительно, но они врут в этом, как и во всем, на самом деле численность полицейских сокращается.

Товарищ с говорящей фамилией Иноземцев пишет

В России сегодня 914 500 человек числятся в штате Министерства внутренних дел. Это третья по численности полицейская сила в мире (понятное дело, после Китая - 1,6 млн человек) и Индии (1,5 млн). При этом по числу полицейских на 100 000 жителей Китай (120 человек) и Индия (128 человек) отстают от России (623 человека) приблизительно в пять раз. Стоит заметить, что отстают от нас по этому показателю и все развитые страны: в США соответствующая цифра составляет 256 человек, в странах ЕС - от 300 до 360. Впереди, не считая экзотических островов и карликовых государств, только наши ближайшие друзья - Белоруссия и Сербия (и непонятно как в эту компанию попавший Южный Судан). Во времена «авторитарного» СССР в советском МВД состояло на службе 623 000 человек и показатель «полицейскости» был почти втрое ниже.

Откуда взялась цифра 914 500 человек непонятно, еще большая загадка численность советского МВД в 623 000 человек. Цифры рождаются из головы, обычным заявлением, я типа эксперт. Вот скажи эксперт откуда ты это знаешь? знакомый таксист рассказал. Ты даже не знаешь штат МВД. Ни в каком году цифры 914500 не было.

Если зайти на сайт ООН и пройти по вкладкам crime and criminal justice statistics - Total Police Personnel и открыть табличку Всего сотрудников полиции на национальном уровне по годам в России, то мы увидим цифры полиции на 100000 населения. Там же дается число полиции



Откуда они берутся? Из ежегодного штатного расписания МВД. Причем штатное расписание сокращается с каждым годом. В этом штатном расписании, есть число полицейских
2009 год 1 325 000 человек
2011 год 1 280 000 человек
2012 год 1 106 472 человек в том числе сотрудников органов внутренних дел РФ - 907 630 человек, из них сотрудников полиции - 782 106 человек
2015 год 1 003 172 человек.
2016 год 904 871 человек
2017 год 894 тысяч 871 человека, из которых сотрудников органов МВД РФ – 746 тысяч 859 человек; из которых полицейских 643 тысячи. На 100 000 населения это уже 438 человек.
Во вторых, примеру борьба с наркотиками, это отдельное ведомство, к примеру в США и в большинстве стран оно относится к министерству Юстиции. У нас оно в МВД.
Выкинем ФСКН из МВД, и число полицейских сократится ниже 400 на 100000. А что такое 300 с чем то полицейских на 100000 населения, это обычный европейский показатель.

В России, альтернативно одаренные типа Буркины, рисуют веселые картинки, принимая штаты МВД за число полицейских. Откуда они берут число полицейских в СССР , не зная число советских милиционеров, никто не знает. Никто не знает сколько в СССР было милиции. Есть только одна цифра на сайте Чекист.ру По состоянию на 15 мая 1953 г. численность МВД СССР (за исключением милиции) составляла 1 095 678 чел., Даже это число милиции без милиции. Других цифр просто нет.


Сокращения в МВД проходят ежегодно, В прошлом году МВД сократили на 100 000 человек. В этом году сократили на 10 000 человек, все они пришлись на 55 000 сотрудников ГИБДД , его сократили на 20%. Всего за 10 лет штатное расписание МВД сократилось на 50%, примерно на столько же сократилась и число российских полицейских.

Но в головах русофобов все живет легенда о крепнущем полицейском государстве. Это они себя пугают что ли?

Перейдем к другим силовым ведомствам.

Однако, разумеется, МВД хотя и самая многочисленная, но не единственная силовая служба в стране. Обособленно от нее существует Национальная гвардия, насчитывающая до 400 000 человек

Еще большие переживания русофобы высказывают по поводу национальной Гвардии России. Ее численность никто не знает. Одни говорят 300 000, ЕЕ руководитель говорит что будет 340 000 когда то. Русофобы смело оценивают Росгвардию в 400 тысяч. И хоть бы какое сравнение с численностью Национальной гвардии США которая на 2009 год составляла 467 587 человек. И конечно никаких напоминай о численности внутренних войск СССР. Это такие с малиновыми погонами. Все уже забыли, кроме Советской Армии в 4 миллиона человек были и другие войска: железнодорожные войска СССР, пограничные войска СССР. И еще с пяток родов войск вплоть до трубопроводных войск СССР, относящиеся к ВС СССР. Были и ВВэшники. Теперь эти советские люди упрекают Россию в раздутых штатах силовиков.

Росгвардия это бывшие войска ВВ, с другим названием

В тех же США, где все полицейские силы, Национальная гвардия, персонал Министерства национальной безопасности и Федерального бюро расследований не превышают 1,2 млн человек, силовики составляют всего 0,78% от общего числа занятых, которое в марте 2017 года превысило 153 млн человек

Сравнивать впрямую разные организации с разной структурой тяжело. В тех же США, разведывательных федеральных ведомств 17 штук где по некоторым оценкам, трудятся 854 000 гражданских специалистов, военнослужащих и частных агентов. Сколько насчитали разведчиков у нас. Если отнять у ФСБ минус пограничников. Ну человек 100 000. В лучшем случае.
Разве можно сравнивать силовиков из американского Министерства Финансов, которое обеспечивает охрану американского президента с нашим министерством финансов. В США каждый департамент имеет силовиков к примеру министерство Юстиции, кроме борьбы с наркотиками имеет службу федеральных маршалов.

А русофобы берут пару американских департаментов и сравнивают со всеми российскими силовиками. Причем в США федералы имеют свою сеть, а штаты свою централизованного ведомства там нет. К примеру у нас МЧС под 300 000 человек. В США (ФЕМА) 7,5 тысяч человек. Но это федеральный офис организации и офисы по округам. Сколько человек борятся с ЧП по штатам никто не знает.

Сегодня российские силовые ведомства достигли, на мой взгляд, критического момента в своем развитии. За последние 15 лет они увеличились количественно более чем вдвое при сокращающемся в стране числе трудоспособных граждан. Их финансирование выросло более чем в 5,5 раза.

Так где увеличение то? Рост финансирования в 5,5 раз. При инфляции с 2000 года в 500% таковым не является. Роста численности МВД нет, есть сокращение на 50%. По другим структурам динамики нет от слова совсем.

Прежде всего стоит вспомнить отечественных чиновников. Их количество с 1999 по 2017 г. выросло без малого вдвое - с 780 тыс. до 1,37 млн человек.

Вот откуда русофобы берут цифры? ни одной верной. А если вычесть муниципалов присоединенных в 2006 так с 1999 года их число упало с 780 (если это конечно цифра верная) до 578 тыс.

Все сокращаются, кроме Армии

Эффективность основной деятельности силовых ведомств — борьбы с реально существующей в обществе преступностью, регулирования миграции, перекрытия каналов поступления в страну наркотиков и даже в ряде случаев борьбы с терроризмом — оказывается крайне низкой

Несмотря на вовремя подоспевшие матчи Кубка Конфедераций, ставшие формальным поводом для очередных масштабных запретов на массовые манифестации, День России запомнится как праздник, во время которого суть России как полицейского государства заметна как никогда прежде. Да, силовиков у нас достаточно, но не много ли их? И не слишком ли велики траты на эти структуры, особенно с учетом качества их работы? Эти вопросы слышатся часто — так что давайте посмотрим на цифры.

В России сегодня 914 500 человек числятся в штате Министерства внутренних дел. Это третья по численности полицейская сила в мире (понятное дело, после Китая — 1,6 млн человек) и Индии (1,5 млн). При этом по числу полицейских на 100 000 жителей Китай (120 человек) и Индия (128 человек) отстают от России (623 человека) приблизительно в пять раз. Стоит заметить, что отстают от нас по этому показателю и все развитые страны: в США соответствующая цифра составляет 256 человек, в странах ЕС — от 300 до 360. Впереди, не считая экзотических островов и карликовых государств, только наши ближайшие друзья — Белоруссия и Сербия (и непонятно как в эту компанию попавший Южный Судан). Во времена «авторитарного» СССР в советском МВД состояло на службе 623 000 человек и показатель «полицейскости» был почти втрое ниже.

Не менее важен вопрос о том, во сколько обходится отвлечение от экономически полезной деятельности такого количества граждан, которым можно было бы найти другое применение. В 2016 году на нужды МВД было выделено 1,08 трлн рублей, или 1,26% ВВП. В США на полицейские силы, оплачиваемые практически целиком из местных бюджетов, тратится $134 млрд, или 0,72% ВВП. Приблизительно такой же показатель у Германии (0,7% ВВП), на чуть более высоком уровне (почти 0,9%) он во Франции. При этом если борьбу с демонстрантами в России можно признать достаточно успешной, то борьбу с преступностью — вряд ли. В 2015 году в стране было совершено минимальное количество убийств за многие годы — 11 700, но это дает среднюю цифру 80,3 случая на 1 млн жителей — против 49 в США, 10,5 во Франции и 8,4 в Германии. Иначе говоря, учитывая число насильственных преступлений и расходы на полицейские силы, эффективность охраны общественного порядка в Германии превышает российские показатели в 20 раз! Зато, конечно, ни у немецкого, ни у французского министров внутренних дел нет такого служебного самолета со спальней и апартаментами, какой заказало для «первого лица» российское МВД всего за 1,7 млрд рублей. Пусть зарубежные коллеги обзавидуются.

Однако, разумеется, МВД хотя и самая многочисленная, но не единственная силовая служба в стране. Обособленно от нее существует Национальная гвардия, насчитывающая до 400 000 человек, Министерство по чрезвычайным ситуациям с 289 000 сотрудников, Федеральная служба исполнения наказаний, в которой работает 295 000 человек, Федеральная служба безопасности с засекреченным штатом, оценки численности которого составляют обычно 100 000-120 000 человек, а с погранслужбой — до 200 000, Таможенная служба (около 70 000), Прокуратура и Следственный комитет (более 60 000), Наркоконтроль (почти 34 000), Миграционная служба (до 35 000) и ряд других менее многочисленных по числу работников агентств типа ФСО, ФАПСИ и им подобных). Я опускаю вопрос про армию, а также про вполне гражданские службы, часто (и не без повода) относимые к силовым, такие как Налоговая полиция, судейский корпус и т. д. Однако даже в таком «неполном» виде численность работников силовых структур в России не опускается ниже 2,6 млн человек.

С точки зрения общего количества занятых эта цифра выглядит исключительно большой. В тех же США, где все полицейские силы, Национальная гвардия, персонал Министерства национальной безопасности и Федерального бюро расследований не превышают 1,2 млн человек, силовики составляют всего 0,78% от общего числа занятых, которое в марте 2017 года превысило 153 млн человек. В основных европейских странах показатели колеблются от 0,68% в Германии до 1,05% в Италии, но в целом остаются ниже или в пределах 1% от общей занятости. В России, где общая занятость не превышает 75 млн человек, доля силовиков приближается к 3,5%, что в четыре раза превышает показатели для большинства развитых стран. Если сравнить эту цифру с другими отраслями народного хозяйства, то окажется, что она соответствует общему числу занятых во всех лечебных организациях страны, немного недотягивает до работников всех видов транспорта и почти в два с половиной раза превышает занятость в добыче всех видов полезных ископаемых. Для сравнения: в США показатели занятости в здравоохранении превышают численность персонала силовых структур в 14 раз.

Еще интереснее статистика преступности, которую указанные силовики призваны сдерживать. В России, по официальным данным, в 2016 году было зарегистрировано 2,13 млн преступлений, тогда как в США — 9,18 млн. Это означает, что в среднем на российского полицейского приходилось 2,33 зарегистрированного преступления, а на американского — 11,5. Учитывая, что число убийств в России было всего на 30% ниже американского показателя, расхождение в общем числе зарегистрированных преступлений более чем в четыре раза представляется, скорее всего, следствием разного подхода к их регистрации и возбуждению дел. Я могу ошибаться, но похоже, что даже та гигантская полицейская машина, которая сегодня создана в России, регистрирует (и, следовательно, признает такими, какие она может или хочет раскрыть) от трети до (в лучшем случае) половины всех совершаемых в стране правонарушений.

Следует также заметить, что в России, в отличие от той же Америки или Европы, огромное место в деятельности силовиков занимают экономические преступления, которые в американской статистике, например, отсутствуют как класс, поскольку налоговые службы и суды занимаются расследованием соответствующих дел без участия полиции — и в большинстве случаев без арестов и задержаний предпринимателей. Масштаб, который принимает расследование такого рода дел в России, беспрецедентен в современном мире и говорит о несоразмерном вмешательстве в экономическую жизнь. Мало того что российские правоохранители обходятся налогоплательщикам существенно дороже, чем в любой западной стране, но они также наносят им колоссальный вред, подчас парализуя работу даже крупных компаний. Это относится ко всему российскому госрегулированию. Например, Федеральная антимонопольная служба в 2015 году возбудила 67 000 дел о нарушении законодательства о конкуренции, тогда как аналогичные ведомства в США — 1400 за 10 лет (2006-2015). Делается это для того, чтобы в большинстве случаев выписать штраф, не превышающий 100 000 рублей.

Я осознанно не касаюсь ничего из того, что почти всегда оказывается в центре отечественных публикаций о нашей правоохранительной системе: коррупции, нарушениях закона и прав граждан, заинтересованности полицейских и иных силовиков в том или ином решении вопроса и т. д. Как только мы переходим на такой уровень, мы начинаем пытаться понять, прогнила ли система или нет, но на каждый негативный пример можно найти позитивный и наоборот, и ни к какому выводу мы, мне кажется, не придем.

Гораздо важнее другое. Сегодня российские силовые ведомства достигли, на мой взгляд, критического момента в своем развитии. За последние 15 лет они увеличились количественно более чем вдвое при сокращающемся в стране числе трудоспособных граждан. Их финансирование выросло более чем в 5,5 раза. Это привело к ряду положительных сдвигов, например к существенному снижению числа убийств и некоторых особо тяжких преступлений, однако на большинстве иных направлений успехов практически не заметно. Эволюция российских силовых структур привела, с одной стороны, к тому, что они стали par excellence гарантами сохранения нынешнего политического режима, а с другой — активными экономическими субъектами, выстраивающими свои собственные отношения с предпринимательскими структурами. Эффективность же основной их деятельности — борьбы с реально существующей в обществе преступностью, регулирования миграции, перекрытия каналов поступления в страну наркотиков и даже в ряде случаев борьбы с терроризмом — оказывается крайне низкой. Заявленное с этого года сокращение финансирования большинства силовых ведомств ставит крайне сложные вопросы, на которые у властей, на мой взгляд, нет ответа.

Опыт работы правоохранителей в большинстве стран указывает на то, что сила в их деятельности редко оказывается главной. Куда важнее профессионализм и эффективная организация работы самих полицейских, с одной стороны, и доверие к ним со стороны общества — с другой.

В России сегодня нет ни того ни другого. В значительной мере это стало следствием превращения силовых органов в огромную и растущую, богатую и богатеющую корпорацию. И поэтому кто бы ни повел Россию в будущее в 2018-м, 2024-м или каком-то еще далеком году, задача превращения силовиков в правоохранителей еще долго будет оставаться, пожалуй, наиболее значимой из всех.

Россия была признана самым полицейским государством в мире по соотношению количества представителей правоохранительных органов на 100 тысяч населения. Рейтинг был составлен на основе статистических данных управления ООН по наркотикам и преступности.

Выбор редакции
Перегрев двигателя автомобиля – проблема, с которой может столкнуться каждый водитель. В этой статье мы можем узнать: - как вовремя...

Часто причиной неисправности картриджа становится износ его основных компонентов - фоторецепторного барабана, чистящего лезвия,...

Вконтакте ОдноклассникиЛазерный картридж состоит из отделения отработанного тонера и тонерного отсека. В состав отделения для...

Тем, кто разочаровался в растворимом кофе со стиков но не может обойтись без бодрящего чарующего напитка, пора обзаветись собственной...
Представьте, что вы первый раз столкнулись с необходимость разработки сайта. Как ничего не забыть по дороге и уже на начальном этапе...
Компания ИнжПласт занимается поставками трубы Корсис уже много лет, напрямую сотрудничая с заводом-производителем, а значит цена труб...
Требует предварительного расчета нагрузки общей массы конструкции на каждый элемент опоры. От этих данных зависит расстояние между...
Бетонный пол в бане является хорошей альтернативой деревянному, особенно в мокрых помещениях под укладку плитки. Конечно по времени и по...
Кирпич как универсальный строительный материал известен человечеству уже много веков. Этот кладочный камень имеет вид прямоугольного...