Восковая табличка. Как обработать разделочную доску маслом и другими отделочными составами


Обработка натуральным или искусственным воском любого дерева используется для защиты поверхности изделия от плесени, гниения, повреждений и насекомых. С помощью воска дерево можно не только защитить от гниения, но и выделить его текстуру.

Любая древесина нуждается в защите от воздействий ультрафиолета и химических разрушений. В качестве защитных составов используют пропитки на основе красок и . Воск является надежным средством защиты древесины от влаги.

Восковое вощение – это старый действенный способ покрыть деревянные конструкции. Сегодня в продаже существует множество подобных составов. Готовые компоненты составляют, добавляя:

  • пчелиный воск;
  • неорганические добавки;
  • масла.

Раствор сразу можно использовать после вскрытия банки. После нанесения, доска преобразуется, становится гладкой с бархатистым оттенком. Вощение надежно защищает древесину от проникновения вредной влаги, и этот способ подходит для обработки любых пород дерева. Сегодня можно купить такой состав любого цвета.

Технологический процесс

Древесина в качестве строительного материала обладает множеством положительных качеств, а обработанная воском прослужит дольше. Если вы планируете покрыть материал, на котором уже есть какое-либо покрытие, этим составом, то необходимо предварительно подготовить поверхность перед вощением.

Первым делом удаляем все старые слои с поверхности материала. Лаковое покрытие можно удалить с помощью растворителя, который наносится на изделие несколько раз, пока полностью не обнажится натуральная доска.


Остатки удаляются с помощью теплой воды и абразивных средств. Все незначительные вкрапления лака, которые не взял растворитель, удаляются механическим способом ― ножом или лезвием. Очищенную поверхность необходимо зашкурить для лучшего сцепления пропитки перед нанесением воска. Поверхность перед нанесением воска доска должна быть тщательно просушена и зачищена наждачкой.

Ровная и гладкая поверхность дерева свидетельствует о том, что вы все сделали правильно. Обработка составом воска деревянных изделий, антикварной мебели является отличным способом защиты от повреждений. Им можно смело покрывать деревянные неокрашенные поверхности, как и наносить несколько слоев поверх лакового слоя.

Обработка дерева готовыми восковыми составами

Многие сорта восковых составов содержат мягкий пчелиный воск, разбавленный скипидаром. Пасты продаются в жестяных банках и являются разновидностью полировочных материалов. Обычно их наносят специальным тампоном, но можно использовать и густую кисть, а также стальную мочалку для мытья посуды. Восковая паста - отличный отделочный компонент, который можно наносить на другие покрытия после пропитки маслом.


Жидкий воск используется при обработке больших поверхностей, например массивных панелей, который наносится кистью. Составы для полов имеют прозрачную основу в виде мастики и их применяют в сложных эксплуатационных условиях.

Окрашенные восковые средства бывают преимущественно темных цветов и служат для проведения реставрационных работ. Их предназначение направлено на скрытие от глаз мелких царапин. Обычно восковые составы встречаются белового или желтого цвета - как масло, не оставляющее на поверхности оттенка.

Для отделки дуба используют коричневые оттенки пропиток или черные, созданные для усиления естественности, когда доска проявляет свою текстуру.

Для того чтобы восстановить цвет кедра или сосны, применяют золотистые пропитки, а для придания свежести красному дереву - выбирают красные мастики. Если наложить один состав на другой, можно добиться плавного перехода тонов. Стулья и столы, предметы частого контакта с одеждой не покрывают красящими веществами, маслом, как и воском - во избежание порчи одежды.


Перед вощением дерева, его следует подготовить. Для этого неокрашенную поверхность шлифуют и обезжиривают растворителем. Не лишним будет, если перед вощением доска будет обработана грунтовкой. Но это не обязательно, так как необходимости в заполнении пор дерева нет. В случае нанесения грунтовочного слоя, его необходимо зашлифовать мелкой шкуркой.

Восковую пасту наносят пропитанным тампоном круговыми движениями в несколько слоев. Обработав целиком поверхность, ее необходимо натереть вдоль древесных волокон. При сложностях в растирании стоит кратковременно подогреть банку на слабом огне. Второй слой наносится через несколько минут после первого, но затирание производится уже поперек волокон.

После того, как пары растворителя испарятся, по времени - это около суток, следует нанести на поверхность еще несколько слоев вещества и после полного высушивания произвести полировку мягкой тканью. Если продолжительно растирать чистой тряпкой обработанную поверхность, можно даже добиться .

Особенности обработки древесины воском

После нанесения воска на поверхности дерева прослеживается легкий желтоватый оттенок. Это и есть вощение, пропитка древним методом обработки деревянных изделий и паркетов. Структура древесины становится необычно красивой, доска приобретает не только оттенок естественности, но и источает прекрасный запах природы. Этот метода считается одним из самых благородных, ведь дерево становится необычно гладким и мягким под пчелиным воском.


Некоторые мастера старательно полировали вощеную поверхность до образования зеркального блеска. В продаже встречаются воски живицы, которые используются в жидком виде с добавлением растворителей. Состав создается на основе пчелиного воска и сосновой смолы или апельсинового масла. Появление механических инструментов утюгов, стало возможным использовать твердые куски без их растворения с помощью химии.

При обработке пола, твердые сорта имеют в составе небольшое количество химии, поэтому их стандартно безопасно разогревают перед использованием. Сегодня на рынке строительных компонентов можно встретить воск с цветом земли. Наносить такой состав необходимо с осторожностью, так как существует вероятность получить неравномерный слой, который исправить будет сложно, и разница в цвете будет бросаться в глаза. Для того чтобы изменить цвет покрытия, не стоит использовать земляную краску, а лучше пропитать древесину предварительно морилкой, но не маслом.

Помните, что вощеная поверхность оказывает целебное действие на человеческий организм и создает благоприятную атмосферу в помещении. Секрет в том, что дерево под воском продолжает дышать, а электростатические разряды не образуются.

Производство живицы

Живицу можно быстро приготовить для нанесения на поверхность древесины. Для этого необходимо наполнить металлический резервуар пчелиным воском и расплавить его на водяной бане. К основе кладут 30 процентов воска, добавляют 20 процентов масляной олифы и 50 процентов масла терпентина из апельсина. После смешивания компонентов, пропитка с расплавленной субстанцией, пчелиный воск остужают до затвердевания. Продукт используют для натирания деревянных поверхностей, паркетов и т.д.


Правила работы с воском

Чем больше в составе находится растворенного воска, тем насыщеннее становится конечный защитный раствор, поэтому такой процесс можно контролировать по собственному усмотрению. Обработка жидкими пропитками проводится при повторных обработках структуры древесины, эту процедуру рекомендуется повторять несколько раз подряд.


Как правило, раствор наносится уже на вощеную поверхность. Восковые составы для полов имеют жесткую субстанцию, и могут включать в состав несколько сортов воска: на основе пчелиного, карнаубского и обычного. Существуют и специальные воски, созданные на нефтяных компонентах, в составе которых содержатся химические растворители без масляной основы.

Стоит отметить, что использование восковых защитных средств значительно продлит жизнь деревянным покрытиям, мебели.

Для финишной обработки деревянных изделий, особенно тех, которые требуют применения экологически чистых материалов, часто используется пчелиный воск. В данной пошаговой инструкции мы расскажем вам, какими свойствами обладает воск, как его правильно наносить и можно ли деревянную поверхность после истирания покрыть воском заново.

Материал

Чтобы понять тонкости покрытия деревянных изделий воском собственноручно в данном мастер-классе мы будем использовать:

  • разделочную доску;
  • пчелиный воск;
  • кусок натуральной хлопковой ткани без синтетических примесей;
  • бумажные полотенца.

Пчелиный воск очень часто применяется для отделки деревянных изделий из разряда кухонной утвари, так как с ними в непосредственном контакте находятся продукты, которые мы будем употреблять в пищу. Также часто применяется пчелиный воск для обработки деревянных детских игрушек.

Пчелиный воск отлично защищает деревянные поверхности от влаги и мелких механических повреждений. Он придает изделий легкий матовый блеск.

Шаг 1 . На выбранное вами изделие нужно будет нанести тонкий слой пчелиного воска. Для его равномерного распределения по поверхности используйте тонкое бумажное полотенце либо чистую хлопковую ткань.


Шаг 2 . В идеальном варианте, после нанесения воска, ему нужно дать достаточно времени, чтобы деревянная поверхность впитала материал. Временные промежутки для данного процесса занимают разное время, что зависит от температуры воздуха и влажности в помещении, где производится обработка изделия.

Если вы очень сильно спешите, то финишную полировку деревянной поверхности можно начинать спустя полчаса – час. Если же у вас есть время, лучше оставить изделие в таком виде на ночь или на сутки. За это время воск хорошо пропитает плоскости изделия.

Шаг 3 . После высыхания нанесенного материала вам нужно взять кусок чистой хлопковой тряпки и приступить непосредственно к полировке. Натирайте основательно всю поверхность, пока она не будет идеально ровной и на ней не появится легкий матовый блеск.

Шаг 4 . В ходе эксплуатации деревянных изделий, покрытых пчелиным воском, материал постепенно стирается и это становится заметно по обнажающимся поверхностям. Данный процесс не страшен, так как поверхность легко восстановить вручную заново. Для этого нужно тщательно очистить обработанное воском изделие в местах истирания, нанести немного воска, дать ему впитаться и после отполировать по уже известной вам схеме.

табличка на дороге

Альтернативные описания

Сигнализирующий, сообщающий что-либо жест

Метка, предмет, которым обозначается, выражается что-нибудь

Пометка или жест, которым о чем-либо сигнализируют

Пометка, изображение, символ

Жест, движение которым сигнализируют, сообщают что-нибудь

Советский спортсмен-гребец

Это и пятиугольник качества, и Овен, и запятая, и дорожный кирпич

. "Stop" как дорожный указатель

. "Stop" как дорожный укахатель

. "Кирпич" как дорожный указатель

. "Кирпич" на дороге

. "Обгон запрещен"

. "Поворот налево"

. "Суфлер" водителя

. "Ъ" - твердый...

Зодиака

Качества

Препинания

Внешнее обнаружение, признак чего-нибудь

Водяной... на банкноте

Вопросительный...

Дорожный...

Дорожный или препинания

Дорожный или условный

Дорожный регулятор, указатель

Дорожный указатель

Дорожный указатель и запретитель

Жест, движение которым сигнализируют, сообщают что-нибудь

Запятая как символ языка

И буква, и слово, и жест, и символ

И запятая, и дорожный "кирпич"

И плюс, и минус

И точка, и дорожный "кирпич"

Кавычка

Конан Дойл: "... четырех"

Любой из Зодиака

М. признак, примета, отличие; предзнаменование; предвестие; чувственое доказательство, свидетельство; чувственое изъявление, обнаружение чего-либо. Знак таможни, клеймо. отличия, орден. от раны, рубец. Подать знак рукой, шапкой, помаячить. Знак флагами, сигнал. Это примите в знак дружбы моей. Радуга знак скорого ведра. Азбука наша состоит из 34-х знаков. Подали знак голосом, в рог и пр. Знаковый, ко знаку относящийся. Знакомый, знаемый, известный, ведомый; кого или что знаем, видали, слыхали, что не чуждо, не ново нам. Знакомый человек, знаком, знакомец м. знакомка, знакомица ж. кого знаю, с кем видаюсь, кланяюсь, обращаюсь в свете, с кем вожу хлеб-соль, или встречаюсь на стороне и беседую. с ним знаком по шапкам, мы кланяемся друг другу, но не близки; знаком заочно, не видал его, но мы знаем друг друга, по переписке или через людей. Старый знакомец, впервые видимся! Были бы хоромцы, будут и знакомцы (и питомцы). На родной стороне и камешек знаком. Наш Пахом с Москвой знаком. Что мне законы, коли (были б) судьи знакомы! Знакомоватый, несколько, не близко знакомый. Знакомство ср. с кем, сношения или сближение, взаимное знание и обращение. Знакомство с каким-либо предметом, с наукой. ознакомление, знание, узнание, изучение. Знакомить кого с кем, с чем, ознакомлять, сближать, дать случай узнать или познакомиться. -ся с кем, с чем, сводить знакомство, узнавать друг друга по имени и знаться вперед. Знакомиться с делом, вникать в дело, узнавать его. Знакомленье ср. окончат. действ. по знач. глаг. Знакомитый, -мистый человек яросл. ласковый, вежливый, обходительный, доступный; ниж. о деле, известный, знаемый, ведомый, всем знакомый. Знакомчивый человек, кто не дичится знакомства, охотно знакомится. Знакомщик м. -щица ж. охотник знакомить, сводить людей. Знакомничать с кем, прикидываться близким знакомым, навязываться в приятели, Знакоположение ср. совокупность, система знаков какой-либо науки. Знакоположение грамоты, письма, заключает в себе знаки письменные или буквы, и знаки препинания, ударения и пр. Знакоположение арифметическое, цифры и знаки действий

Метка, предмет, которым обозначается, выражается что-нибудь

Метка, сигнал

Молчание - ... согласия

Молчание - синоним согласия

Молчание по отношению к согласию

Мягкий или условный

Недобрый...

Объект изучения семиотики

Овен - ... зодиака

Опознавательный...

Отметина

Плюс или минус

Повесть Артура Конан Дойла "... четырех"

Повесть Василия Быкова "... беды"

Повесть К. Дойла "... четырех"

Повесть американского писателя Стивена Крейна "Алый... доблести"

Повесть белорусского писателя В. Быкова "... беды"

Поданый рукой сигнал

Пометка

Пометка, изображение, предмет, которыми отмечается, обозначается что-нибудь

Пятиугольник качества

Символ, буква, иероглиф

Твердый, мягкий в алфавите

Указатель

Указатель на дороге

Указатель пешеходам и автомобилям

Указательный...

Условный графический символ

Условный символ

Что такое бемоль

Что такое диез

Это и пятиугольник качества, и Овен, и запятая, и дорожный "кирпич"

Указующе-запрещ. дорожная табличка

. "Молчание -... согласия"

Молчание - ... согласия

Молчание - синоним согласия

. «кирпич» на дороге

Это и пятиугольник качества, и Овен, и запятая, и дорожный «кирпич»

Повесть американского писателя Стивена Крейна «Алый... доблести»

Повесть Артура Конан Дойла «... четырех»

Повесть белорусского писателя В. Быкова «... беды»

Водяной на банкноте

. «ъ» - твердый...

Что такое бемоль?

Что такое диез?

. «кирпич» как дорожный указатель

. «Stop» как дорожный укахатель

И запятая, и дорожный «кирпич»

Повесть К. Дойла «... четырех»

Овен - ... зодиака

Повесть Василия Быкова «... беды»

И точка, и дорожный «кирпич»

Конан Дойл: «... четырех»

. «обгон запрещен»

. «Stop» как дорожный указатель

. «поворот налево»

. «суфлер» водителя

στῦλος , лат. stilus ). В случае необходимости надписи можно было стереть, загладить, и воспользоваться дощечкой многократно. Восковые таблички служили для ежедневных записей, напоминали о делах, о долгах и обязательствах, служили черновиком текстов, которые затем переносились на папирус и пергамент . Запечатанные таблички применялись для составления завещаний, передачи секретных распоряжений начальствующих лиц, разнообразных заявлений, расписок и даже доносов. Древнейшая археологическая находка цер относится к VII веку до н. э. (Этрурия). В качестве предмета повседневного обихода в Европе восковые таблички использовались почти до середины XIX века.

Использование

Самая древняя восковая табличка, вырезанная из слоновой кости, открыта при раскопках на территории античной Этрурии в Марсилиано. Археологи датировали её началом VII века до н. э. По краю её начертан греческий алфавит в архаической форме: знаки написаны справа налево. Следовательно, это аналог античных и средневековых «школьных тетрадей», известных по другим находкам более позднего времени. Обычно таблички изготавливали из бука, дуба и других твёрдых пород деревьев. Края табличек были приподняты, до их уровня заливался расплавленный воск : его разглаживали трапециевидным скребком. По застывшему воску писали продолговатым металлическим или костяным стержнем: один конец его был заострён, другой оканчивался лопаточкой. Если запись чем-то не удовлетворяла пишущего или в ней миновала надобность, воск заглаживали лопаточкой, после чего писали вновь по этой же табличке. Стержень этот у римлян назывался стилем (откуда ведёт начало не только соответствующий термин , но и разновидность кинжала) .

Римский теоретик ораторского искусства Квинтилиан наставлял начинающих ораторов писать только на восковых табличках - на них очень легко стирать написанное (X, 3, 31) . Церы служили и для переписки, когда адресат, стерев написанное, тут же писал свой ответ. Живший во второй половине I в. до н. э. римский поэт Проперций в одной из своих элегий (III, 22) сожалел о пропаже табличек, так часто курсировавших между ним и его возлюбленной .

Античность

Древние греки называли покрытую воском табличку дельтой (греч. δέλτος ), - вероятно, потому, что в глубокой древности они имели треугольную или трапециевидную форму. Края табличек просверливались, в отверстия продевались шнурки (или ремешки, кольца), соединявшие вместе две или большее число табличек. Две связанные вместе таблички назывались диптихом , три - триптихом , четыре и более - полиптихом . Диптих упоминался Геродотом в рассказе о хитрости царя спартанцев Демарата (VII, 239). Чтобы передать согражданам планы персидского царя Ксеркса , Демарат соскоблил с диптиха («дельтион диптихон») воск, написал письмо на поверхности самого дерева, а затем покрыл всю запись воском. Чистые восковые таблички не вызывали подозрений: это был обычный предмет обихода грамотного человека .

В богатых римских домах хранились архивы восковых табличек, для которых служило специальное помещение - таблинум (от лат. tabula - «табличка»). Такие архивы описывал Плиний Старший в своей «Естественной истории » (XXXV, 7), но использовал для цер термин «кодекс», который потом перешёл на пергаментную книгу современного вида . Знатные и богатые люди предпочитали использовать роскошные таблички, чаще из слоновой кости, иногда они отделывались золотом, а наружная сторона могла иметь высокохудожественные изображения. Существовал обычай, согласно которому римские консулы дарили такие таблички знакомым и друзьям на новый год. На таких же табличках деловые люди и политики набрасывали черновики документов и писем, а затем надиктовывали профессиональным писцам-либралиям. По сообщению Цицерона , Цезарь имел при себе семерых писцов (Pro Sulla, 14).

На табличках писали обыкновенно курсивом , если только владелец цер не был школьником, обучавшимся каллиграфии. Долгое время курсив был нечитаемым для учёных-антиковедов, и был расшифрован на рубеже XVIII-XIX веков Иоганном Массманом на материале табличек, обнаруженных в золотых рудниках Трансильвании - римской Дакии . Они были датированы 131-167 годами. Опубликованы были результаты работы в 1840 году в Лейпциге .

Наиболее значительными по объёму археологические находки были совершены в период второй половины XIX - начала XX века. Например, в 1881 году голландский учёный Конинг подарил Лейденскому университету 7 табличек, образующих полиптих. Они были куплены его братом на руинах древней Пальмиры и получили название «Ассендельфтских табличек». Церы были изготовлены из бука, а в воск была добавлена смола, чтобы сделать его более тёмным. По формату таблички соответствовали античной книге, то есть были почти квадратными - 14,5 × 12 см . Оборот первой таблички содержал стих поэмы Гесиода «Труды и дни ». Он тщательно выписан округлыми и ровными буквами, вероятно, это была пропись, оставленная учителем каллиграфии. На остальных табличках записаны басни Бабрия - «Больной ворон», «Лев и бык», «Куропатка и земледелец», «Укушенный муравьем и Гермес», «Бык и козел», «Лев и лисица». В 1928 году в Алжире были найдены 45 восковых табличек времени вандальского королевства - так называемые «Таблички Альбертини» .

Весьма объёмные находки дали раскопки в помпейском доме финансиста Луция Цецилия Юкунда 3-5 июля 1875 года. (Сопоставимыми по объёму были находки в Геркулануме , но они шли на всём протяжении 1930-х годов). Над портиком перистиля дома Юкунда были открыты остатки сундука, в котором хранились 127 диптихов и триптихов, которых большинство. Несмотря на то, что они пострадали от вулканического пепла и частично обуглились, в значительной части их удалось прочитать. Документы, сохранившиеся на этих табличках, относятся в большинстве случаев к 53-62 годам, и только два - к более раннему времени (15 и 27 годы). Помпейские триптихи состоят из табличек, имеющих углубления, заполнявшиеся воском и предназначенные для письма только на 2, 3 и 5-й страницах. На 2 и 3-й страницах писался главный текст документа, затем первая и вторая таблички связывались (вторая и третья страницы оказывались закрытыми), а в специальном желобке посредине гладкой четвертой страницы пропускался шнурок, скрепляемый печатями сигнаторов - свидетелей, присутствовавших при заключении сделки, причем каждый из них ставил свою подпись рядом со своей печатью, чернилами по дереву. Главным типом документов, хранившихся в доме Цецилия Юкунда, были расписки, квитанции об уплате, и т. д.

Таблички играли существенную роль в процессе создания античных книг. Здесь находил воплощение первоначальный авторский замысел, набрасывались отдельные части произведения. Лишь после тщательной отделки литературное произведение переносилось на папирус («харту») или пергамент . Иногда отделка произведения была не очень тщательной, и это вело к неточностям и ошибкам. Именно таково происхождение многочисленных погрешностей в «Естественной истории» Плиния Старшего .

Средние века и Новое время

Произведения средневековой литературы и живописи свидетельствуют, что восковые таблички, практически не изменившись со времён античности, продолжали активно использоваться в прежнем качестве. Достаточно многочисленны упоминания о них в период XI-XII веков. Аббат Гериман Турнейский (1095-1147) упоминал об использовании им цер в качестве материала для своих трактатов. Сохранилось изображение церковной писательницы Хильдегарды Бингенской , которая диктует данное ей откровение, сверяясь со своими записями на церах. Канцелярия французских королей использовала восковые таблички ещё в XIV веке .

Восковые таблички активно использовались и в более поздний период. В австрийском Энсе сохранились церы из городского архива с записями от 1500 года, при этом они продолжают документы, начатые ещё в 1447 году. Сохранились 10 деревянных табличек форматом 375 × 207 мм и толщиной в 90 мм. Левая табличка диптиха содержит кредитные записи, сделанные на пергаменте или бумаге, а данные о задолженностях писались на воске, и после погашения стирались. Воск на этих табличках тёмно-бурый, он содержит сажу и 5-10 % масла.

В Германии для повседневных деловых записей церы использовались до самого XIX века. Администрация соляных промыслов в Швебиш-Халль употребляла их ещё в 1812 году . Во французском Руане восковые таблички использовались по крайней мере до 1860-х годов, хорошо документировано их применение на рыбном рынке в 1849 году .

В Древней Руси

Долгое время существовало высказанное в 1928 году мнение палеографа академика Е. Ф. Карского о том, что Русь не знала письма по воску. Оно было отвергнуто после многочисленных находок в Новгороде и других древнерусских городах стилосов (они назывались «пи́салами»). Такие инструменты (их в одном только Новгороде найдено около 250) имеют обязательную лопаточку, бесполезную для берестяного письма. Всего до 2000 года обнаружено 12 цер, некоторые из них на обороте и на бортиках снабжены азбукой, что указывает на их использование в обучении письму. Самые древние образцы относятся к XI веку. На одной цере сохранились остатки воска с фрагментами написанного. Все прежние находки имеют небольшой размер, будучи подобиями позднейших записных книжек. Среди находок и древнейшая русская книга - «

с.19

Гла­ва II.

Вос­ко­вые таб­лич­ки


Гре­че­ский маль­чик, при­шед­ший в шко­лу, при­но­сил с собой покры­тые вос­ком таб­лич­ки. Поло­жив их на коле­ни, он учил­ся писать бук­вы и сло­ги, выца­ра­пы­вая сво­ей еще неуме­лой ручон­кой сло­ва род­но­го язы­ка. Самая древ­няя такая таб­лич­ка откры­та архео­ло­га­ми на терри­то­рии антич­ной Этру­рии (Мар­си­ли­а­но) . Она отно­сит­ся к нача­лу VII века до н. э. и выре­за­на из сло­но­вой кости. По краю ее начер­та­на гре­че­ская азбу­ка, едва ли не древ­ней­ший из извест­ных нам вари­ан­тов: зна­ки ее напи­са­ны еще спра­ва нале­во. До наше­го вре­ме­ни дошли образ­цы антич­ных « школь­ных тет­ра­дей» , и на одной из них, хра­ня­щей­ся в Бер­лин­ском музее, мы чита­ем выведен­ную учи­те­лем и ста­ра­тель­но четы­ре раза повто­рен­ную уче­ни­ком про­пись: « Будь при­ле­жен, маль­чик, чтобы тебя не выдра­ли» .

Вос­ко­вы­ми таб­лич­ка­ми поль­зо­ва­лись и взрос­лые. Поэт и уче­ный, государ­ст­вен­ный дея­тель и финан­сист набра­сы­ва­ли на них свои чер­но­вые запи­си или исполь­зо­ва­ли для состав­ле­ния опре­де­лен­но­го рода доку­мен­тов. Обыч­но эти таб­лич­ки изготов­ля­лись из бука, дуба и дру­гих твер­дых пород дере­вьев. Края таб­ли­чек были при­под­ня­ты, до их уров­ня нали­вал­ся рас­плав­лен­ный воск: его раз­гла­жи­ва­ли тра­пе­ци­е­вид­ным скреб­ком. По застыв­ше­му вос­ку писа­ли про­дол­го­ва­тым сталь­ным стерж­нем: один конец его был заост­рен, дру­гой окан­чи­вал­ся лопа­точ­кой. Если запись чем-то не удо­вле­тво­ря­ла пишу­ще­го или же в ней мино­ва­ла надоб­ность, воск загла­жи­ва­ли лопа­точ­кой, пред­ва­ри­тель­но его подо­грев, после чего писа­ли вновь по этой же таб­лич­ке. Стер­жень этот у рим­лян назы­вал­ся стиль (отсюда ведет свое нача­ло не толь­ко соот­вет­ст­ву­ю­щий

с.20



1. Пер­стень, кото­рым запе­ча­ты­ва­лись свит­ки, и оттис­ки его на шнур­ках и папи­рус­ных лен­тах. 2. Палет­ка древ­не­еги­пет­ско­го пис­ца с трост­ни­ко­вы­ми стерж­ня­ми и углуб­ле­ни­ем ввер­ху для раз­веде­ния туши. 3. Образ­цы метал­ли­че­ских стерж­ней, сти­лей, кото­ры­ми писа­ли на вос­ко­вых таб­лич­ках. 4. Цилин­дри­че­ский пенал для хра­не­ния кала­мов с при­вя­зан­ной к нему чер­ниль­ни­цей. Весь пись­мен­ный при­бор писец заты­кал за пояс. 5. Дере­вян­ная таб­лич­ка, на кото­рой писа­ли древ­ние школь­ни­ки. 6. Вос­ко­вые таб­лич­ки, послу­жив­шие про­об­ра­зом кни­ги-кодек­са, диптих и поли­птих. 7. Брон­зо­вая двой­ная чер­ниль­ни­ца рим­ско­го вре­ме­ни, для крас­ной и чер­ной туши. Поза­ди нее сви­ток папи­ру­са.
(Jbscher R. Papyri als Zeugen antiker Kultur, B., 1949, Taf. 7)

лите­ра­тур­ный тер­мин, но и назва­ние неболь­шо­го кин­жа­ла - сти­лет ). « Чаще обо­ра­чи­вай стиль» - сове­то­вал начи­наю­щим авто­рам вели­кий рим­ский поэт Гора­ций (Сати­ры, I, 10, 72), под­чер­ки­вая тем самым необ­хо­ди­мость тща­тель­ной отдел­ки с.21 лите­ра­тур­но­го про­из­веде­ния. Выра­же­ние « обо­ра­чи­вать стиль» полу­чи­ло зна­че­ние « редак­ти­ро­вать» , « исправ­лять» . В « Латин­ской анто­ло­гии» (I, 286) мы нахо­дим даже сти­хи, посвя­щен­ные это­му орудию пись­ма:

Рим­ский тео­ре­тик ора­тор­ско­го искус­ства Квин­ти­ли­ан сове­ту­ет начи­наю­ще­му ора­то­ру писать толь­ко на вос­ко­вых таб­лич­ках - на них очень лег­ко сти­рать напи­сан­ное (X, 3, 31). Кро­ме того, необ­хо­ди­мость часто опус­кать калам в чер­ни­ла задер­жи­ва­ет сво­бод­ное раз­ви­тие мыс­ли. При этом Квин­ти­ли­ан сове­ту­ет выби­рать не очень длин­ные таб­лич­ки - он сам знал моло­до­го чело­ве­ка, кото­рый писал очень длин­ные сочи­не­ния, пото­му что оце­ни­вал твор­че­ский труд по чис­лу строк. Этот недо­ста­ток мож­но устра­нить про­стой заме­ной длин­ных таб­ли­чек мень­ши­ми.

На пом­пей­ской фрес­ке « Дома Либа­ния» мы видим юную поэтес­су, дер­жа­щую в левой руке вос­ко­вые таб­лич­ки, а пра­вой меч­та­тель­но при­жи­маю­щую заост­рен­ный конец сти­ля к губам. Взгляд ее задум­чи­во устрем­лен вдаль.

Судя по сохра­нив­шим­ся образ­цам, а так­же про­из­веде­ни­ям изо­бра­зи­тель­но­го искус­ства, стиль мог иметь самую раз­но­об­раз­ную фор­му - вере­те­но­об­раз­ную, фор­му узко­го листа, сужаю­ще­го­ся посе­редине, и т. п.

с.22 Гре­ки назы­ва­ли покры­тую вос­ком таб­лич­ку « Дель­ти­он» , дель­той , - веро­ят­но, пото­му, что в глу­бо­кой древ­но­сти они име­ли тре­уголь­ную или тра­пе­ци­е­вид­ную фор­му. Края таб­ли­чек про­свер­ли­ва­лись, а в отвер­стия про­де­ва­лись шнур­ки (или ремеш­ки, коль­ца), соеди­няв­шие вме­сте две или боль­шее чис­ло таб­ли­чек. Две свя­зан­ные вме­сте таб­лич­ки назы­ва­лись дипти­хом , три - три­пти­хом , четы­ре и более - поли­пти­хом . Такой диптих упо­ми­на­ет­ся Геро­до­том, когда исто­рик сооб­ща­ет о хит­ро­сти, к кото­рой при­бег­нул спар­тан­ский царь Дема­рат, чтобы передать сво­им сограж­да­нам весть о гото­вя­щем­ся похо­де царя Ксерк­са про­тив элли­нов (VII, 239). Дема­рат соскоб­лил с дипти­ха (« дель­ти­он дипти­хон» ) воск, напи­сал пись­мо на поверх­но­сти само­го дере­ва, а затем покрыл всю запись вос­ком. Это было сде­ла­но им с той целью, чтобы скрыть содер­жа­ние пись­ма от пер­сид­ской дорож­ной охра­ны, кото­рая мог­ла бы задер­жать нароч­но­го. Таб­лич­ки были затем достав­ле­ны в Спар­ту и там про­чте­ны. Чистые вос­ко­вые таб­лич­ки не мог­ли вызы­вать подо­зре­ний: это был обыч­ный пред­мет оби­хо­да гра­мот­но­го чело­ве­ка.

Вос­ко­вые таб­лич­ки слу­жи­ли для еже­днев­ных запи­сей, напо­ми­на­ли о делах, кото­рых не сле­до­ва­ло забы­вать, о дол­гах и обя­за­тель­ствах, слу­жи­ли чер­но­ви­ком тек­стов, кото­рые затем пере­но­си­лись на папи­рус и пер­га­мен. Запе­ча­тан­ные таб­лич­ки при­ме­ня­лись для состав­ле­ния заве­ща­ний, для переда­чи сек­рет­ных рас­по­ря­же­ний началь­ст­ву­ю­щих лиц, для раз­но­об­раз­ных заяв­ле­ний, рас­пи­сок и даже доно­сов. Часто они слу­жи­ли пись­мом, на кото­ром адре­сат, сте­рев напи­сан­ное, тут же писал свой ответ. Жив­ший во вто­рой поло­вине I в. до н. э. рим­ский поэт Про­пер­ций горь­ко сожа­ле­ет в одной из сво­их эле­гий (III, 22) о про­па­же таб­ли­чек, так часто кур­си­ро­вав­ших меж­ду ним и его воз­люб­лен­ной - хотя они были про­сты и непре­зен­та­бель­ны на вид. « Теперь, - гру­стил он, - какой-нибудь скря­га пишет на них свои сче­та…» .

Доку­мен­ты, кото­рые автор хотел сохра­нить втайне, запе­ча­ты­ва­лись его лич­ной печа­тью. В III речи про­тив Кати­ли­ны Цице­рон упо­ми­на­ет о печа­ти одно­го из заго­вор­щи­ков, Лен­ту­ла: на ней был изо­бра­жен дед Лен­ту­ла. Све­то­ний подроб­но опи­сы­ва­ет лич­ные печа­ти импе­ра­то­ра Авгу­ста. Вна­ча­ле Август поль­зо­вал­ся печа­тью с изо­бра­же­ни­ем сфинк­са, затем сме­нил ее на печать с порт­ре­том Алек­сандра Македон­ско­го. В кон­це жиз­ни он стал поль­зо­вать­ся печа­тью со сво­им соб­ст­вен­ным изо­бра­же­ни­ем, и эта печать пере­шла затем к последу­ю­щим прин­цеп­сам, его пре­ем­ни­кам.

с.23

с.24 Архи­вы вос­ко­вых таб­ли­чек хра­ни­лись в домах знат­ных рим­лян в спе­ци­аль­ном поме­ще­нии, назы­вав­шем­ся « таб­ли­нум» (от латин­ско­го сло­ва tabula - таб­лич­ка). О мно­же­стве подоб­но­го рода таб­ли­чек, хра­ня­щих­ся в домах знат­ных рим­лян, пишет и Пли­ний в сво­ей « Есте­ствен­ной исто­рии» (XXXV, 7) . Пли­ний назы­ва­ет их при этом « кодек­са­ми» . Как мы увидим ниже, назва­ние это пере­шло затем на руко­пис­ную кни­гу той фор­мы, кото­рая ста­ла наи­бо­лее употре­би­тель­ной в кон­це антич­но­сти.

Бога­тые люди поль­зо­ва­лись рос­кош­ны­ми таб­лич­ка­ми, изготов­ляв­ши­ми­ся из сло­но­вой кости. Они отде­лы­ва­лись золо­том, наруж­ная сто­ро­на их укра­ша­лась баре­лье­фом худо­же­ст­вен­ной работы. Рим­ские кон­су­лы, всту­пая в долж­ность, дари­ли такие таб­лич­ки сво­им зна­ко­мым и дру­зьям в каче­стве ново­год­не­го подар­ка. Имен­но на таких таб­лич­ках знат­ные люди набра­сы­ва­ли чер­но­ви­ки сво­их доку­мен­тов или писем, и уж после дик­то­ва­ли их сво­им рабам-пере­пис­чи­кам (« либ­ра­ри­ям» ). Как сооб­ща­ет Цице­рон, Цезарь имел при себе семь таких либ­ра­ри­ев (Pro Sulla, 14).

Писа­ли на таких таб­лич­ках обыч­но кур­си­вом , бег­лым пись­мом, если, разу­ме­ет­ся, вла­де­лец их не был школь­ни­ком, учив­шим­ся кал­ли­гра­фии. Обще­из­вест­ные начер­та­ния букв латин­ско­го алфа­ви­та, пред­став­лен­ные на эпи­гра­фи­че­ских памят­ни­ках - над­пи­сях на брон­зе или камне - изме­не­ны в кур­си­ве до неузна­ва­е­мо­сти. Дол­гое вре­мя евро­пей­ские уче­ные вооб­ще не мог­ли про­честь это кур­сив­ное пись­мо. На пер­вый взгляд, оно состо­я­ло из отдель­ных линий, штри­хов и дужек, в кото­рых очень труд­но было уга­дать зна­ки латин­ско­го алфа­ви­та. Некото­рые к тому же были очень похо­жи друг на дру­га, хотя обо­зна­ча­ли раз­лич­ные бук­вы.

Впер­вые в Евро­пе этот кур­сив про­чел Иоганн Мас­сман, издав­ший тек­сты вос­ко­вых таб­ли­чек рим­ской эпо­хи, отно­сив­ших­ся к 131-167 гг. нашей эры. Они были най­де­ны в древ­не­рим­ских золотых руд­ни­ках в Тран­силь­ва­нии, близ Абруд­ба­ньи, в кон­це XVIII - нача­ле XIX века. После несколь­ких лет работы Мас­сма­ну уда­лось « дешиф­ро­вать» кур­сив, и кни­гу, посвя­щен­ную этим таб­лич­кам, он выпу­стил в свет в 1840 г. В ней он писал: « Тому, кто при­ни­ма­ет­ся читать эти таб­лич­ки, зна­ки кото­рых я бы назвал едва раз­ли­чи­мы­ми, очер­та­ния отдель­ных букв вна­ча­ле пред­став­ля­ют­ся рас­плыв­ши­ми­ся даже при самом при­сталь­ном рас­смот­ре­нии. Они как бы сли­ва­ют­ся меж­ду собой, пока про­дви­гаю­ще­му­ся шаг за шагом не блес­нут пер­вые с.25 лучи све­та из глу­бо­ко­го мра­ка. Имен­но это и про­изо­шло со мной» . Работы Мас­сма­на полу­чи­ли миро­вую извест­ность.

Наи­бо­лее зна­чи­тель­ные наход­ки антич­ных вос­ко­вых таб­ли­чек отно­сят­ся ко вто­рой поло­вине XIX - нача­лу XX века . В кон­це XIX в. гол­лан­дец Ван Ассен­дельфт де Конинг пода­рил Лей­ден­ской биб­лио­те­ке 7 таб­ли­чек, состав­ляв­ших целый поли­птих. Их при­об­рел в 1881 г. в Паль­ми­ре его брат, офи­цер гол­ланд­ско­го флота. Все они были испи­са­ны с обе­их сто­рон, кро­ме пер­вой, внеш­няя сто­ро­на кото­рой была совер­шен­но глад­кой (она игра­ла роль совре­мен­ной облож­ки). Подоб­но боль­шин­ству извест­ных нам таб­ли­чек, « Ассен­дельфт­ские таб­лич­ки» были выре­за­ны из бука. Тем­ный отте­нок покры­вав­ше­го их вос­ка, воз­мож­но, объ­яс­ня­ет­ся тем, что к нему добав­ля­лась смо­ла - отче­го про­ца­ра­пан­ные бук­вы ста­но­ви­лись более замет­ны­ми. Фор­ма таб­ли­чек была почти квад­рат­ной - 14,5×12 см .

Обо­рот пер­вой таб­лич­ки содер­жит стих из поэ­мы Геси­о­да « Труды и дни» . Он тща­тель­но выпи­сан округ­лы­ми и ров­ны­ми бук­ва­ми и без сомне­ния пред­став­ля­ет собой про­пись, остав­лен­ную в этой « школь­ной тет­ра­ди» учи­те­лем - это образ­цо­во выпол­нен­ное упраж­не­ние в кал­ли­гра­фии. На осталь­ных таб­лич­ках запи­са­ны бас­ни Баб­рия - « Боль­ной ворон» , « Лев и бык» , « Куро­пат­ка и зем­леде­лец» , « Уку­шен­ный мура­вьем и Гер­мес» , « Бык и козел» , « Лев и лиси­ца» . Баб­рий дей­ст­ви­тель­но был излюб­лен­ным школь­ным авто­ром, что объ­яс­ня­ет­ся, преж­де все­го, нра­во­учи­тель­ной тен­ден­ци­ей, кото­рой про­ни­за­ны его бас­ни. При срав­не­нии с дошед­ши­ми до наше­го вре­ме­ни руко­пи­ся­ми про­из­веде­ний Баб­рия « Ассен­дельфт­ские таб­лич­ки» ока­за­лись пол­ны оши­бок, про­пус­ков, а ино­гда и добав­ле­ний. Это не долж­но нас удив­лять: перед нами школь­ная тет­радь и при­том не само­го луч­ше­го уче­ни­ка.

В свя­зи с « Ассен­дельфт­ски­ми таб­лич­ка­ми» умест­но вспом­нить най­ден­ные в 1891 г. в Егип­те мимы Герон­да, писа­те­ля III в. до н. э. Эти мимы пред­став­ля­ют собой неболь­шие коми­че­ские сцен­ки из народ­ной жиз­ни, нари­со­ван­ные в гру­бо реа­ли­сти­че­ской, ско­рее даже нату­ра­ли­сти­че­ской мане­ре. В миме « Учи­тель» вдо­ва Мет­ро­ти­ма при­во­дит к учи­те­лю сво­е­го отбив­ше­го­ся от рук сына Кот­та­ла, горь­ко жалу­ясь при этом, что сын ее совсем забыл, где нахо­дит­ся дверь шко­лы:

с.26

Палео­гра­фи­че­ские сооб­ра­же­ния поз­во­ля­ют сде­лать заклю­че­ние, что вре­мя, к кото­ро­му отно­сят­ся таб­лич­ки, близ­ко ко вре­ме­ни жиз­ни само­го Баб­рия (II век нашей эры). Но совер­шен­но ясно, что « Ассен­дельфт­ские таб­лич­ки» не могут быть отне­се­ны ко вре­ме­ни после 272 года - в этом году Паль­ми­ра была уни­что­же­на озве­рев­ши­ми сол­да­та­ми Авре­ли­а­на и пере­ста­ла суще­ст­во­вать как город.

В отде­ле егип­то­ло­гии Государ­ст­вен­но­го Эрми­та­жа хра­нят­ся две дере­вян­ные таб­лич­ки, издан­ные в свое вре­мя Г. Ф. Цере­те­ли . Вели­чи­на пер­вой из них - 31×17.5 см при тол­щине в 0.7 см. Эта таб­лич­ка не покры­ва­лась вос­ком, и древ­не­еги­пет­ский школь­ник писал на ней, смы­вая напи­сан­ное, когда в нем мино­ва­ла надоб­ность. На лице­вой сто­роне дву­мя раз­ны­ми почер­ка­ми напи­са­ны 20 строк пись­мом, кото­рое при­ня­то назы­вать устав­ным. Пер­вые пять строк напи­са­ны ров­ным изящ­ным почер­ком, бук­вы слег­ка накло­не­ны впра­во. Как отме­ча­ет изда­тель тек­ста, Г. Ф. Цере­те­ли, « на всем пись­ме лежит печать твер­дой и опыт­ной руки» :


Ε ΘΙΖΕΣΕΑΥΤΟΝΥΠΟ ΜΕΝΙΝΟΡΓΑΣΦΙΛΩΝ ||
ΚΑΙΠΑΝΤΑΣΕΞΙΣΣΕΒΟ ΜΕΝΟΥΣΣΕΘΣΘΕΟΝ ||
ΓΟΝΕΙΣ ΤΕΙΜΑ

Затем следу­ют две стро­ки, по-види­мо­му, напи­сан­ные ранее и полу­стер­тые. Вось­мая и последу­ю­щие стро­ки пред­став­ля­ют собой трое­крат­ное повто­ре­ние пер­вых пяти, но уже дру­гой рукой - рукой уче­ни­ка. Уче­ник ста­рал­ся вос­про­из­ве­сти пись­мо учи­те­ля, но это ему пло­хо уда­ва­лось: вре­мя от вре­ме­ни он сби­ва­ет­ся, начи­на­ет свя­зы­вать бук­вы, они то разъ­ез­жа­ют­ся в раз­ные сто­ро­ны, то нахо­дят одна на дру­гую. К кон­цу упраж­не­ния почерк уче­ни­ка ста­но­вит­ся все хуже и хуже - вид­но, что он ста­рал­ся поско­рее изба­вить­ся от непри­ят­но­го заня­тия. Поми­мо это­го, он сде­лал мно­го орфо­гра­фи­че­ских оши­бок: так, он три раза вме­сто сиг­мы напи­сал омик­рон!

Пер­вые четы­ре стро­ки про­пи­си, кото­рую при­шлось повто­рять уче­ни­ку, пред­став­ля­ют собой дву­сти­шие - два ямби­че­ских три­мет­ра, при­чем каж­дый из них отде­лен зна­ком - дву­мя вер­ти­каль­ны­ми штри­ха­ми. В таком рит­ме обыч­но зву­чат гре­че­ские посло­ви­цы и пого­вор­ки, дошед­шие до нас в боль­шом с.27 коли­че­стве. Смысл это­го дву­сти­шия мож­но передать по-рус­ски (сохра­няя ритм под­лин­ни­ка) следу­ю­щим обра­зом:

Мож­но пред­ста­вить себе, по како­му пово­ду маль­чу­га­ну была зада­на такая про­пись. Воз­мож­но, он подрал­ся со сво­и­ми сверст­ни­ка­ми, и учи­тель решил нака­зать его, задав ему напи­сать это дву­сти­шие несколь­ко раз.

Пятая стро­ка тоже носит нра­во­учи­тель­ный харак­тер, и содер­жит мораль, древ­нюю как мир. Она гла­сит:

Вто­рая таб­лич­ка покры­ва­лась вос­ком. Раз­ме­ры ее - 15×17.7 см при тол­щине 0.5 см. Лице­вая сто­ро­на ее име­ет углуб­ле­ние, покры­тое тон­ким сло­ем побу­рев­ше­го от вре­ме­ни вос­ка. Шири­на края, окру­жаю­ще­го углуб­ле­ние, - 1.3 см. В нем име­ют­ся отвер­стия для шнур­ков или ремеш­ков, кото­ры­ми эта таб­лич­ка свя­зы­ва­лась с дру­ги­ми.

На этой таб­лич­ке мы нахо­дим шесть строк устав­но­го пись­ма, пре­крас­но сохра­нив­ше­го­ся и отно­ся­ще­го­ся к III в. нашей эры:

За дву­сти­ши­ем следу­ет обыч­но встре­чаю­ще­е­ся в гре­че­ских « школь­ных тет­ра­дях» сло­во:

При­веден­ный выше текст был так­же про­пи­сью, кото­рую учи­тель напи­сал для сво­е­го уче­ни­ка, но таб­лич­ки, где уче­ник эту про­пись повто­рял, не сохра­ни­лись.

В 1868 г. Фрё­нер издал четы­ре таб­лич­ки мар­сель­ско­го музея, где мы так­же нахо­дим про­пи­си учи­те­ля, с добав­ле­ни­ем сло­ва « ста­рай­ся!» , три­жды повто­рен­ные уче­ни­ком. На одной из этих таб­ли­чек мож­но увидеть ошиб­ку уче­ни­ка, исправ­лен­ную учи­те­лем .

с.28 Одна из самых заме­ча­тель­ных нахо­док вос­ко­вых таб­ли­чек была сде­ла­на во вре­мя рас­ко­пок в Пом­пе­ях 3-5 июля 1875 года в бога­том доме пом­пей­ско­го финан­си­ста Люция Цеци­лия Юкун­да . Над пор­ти­ком пери­сти­ля его дома были откры­ты остат­ки сун­ду­ка, в кото­ром хра­ни­лись око­ло 127 дипти­хов и три­пти­хов. Сохран­ность их остав­ля­ла желать луч­ше­го: они были обуг­ле­ны и кро­ши­лись в руках. Поми­мо это­го, жар вул­ка­ни­че­ско­го пеп­ла и падаю­щих камеш­ков рас­пла­вил воск во мно­гих таб­лич­ках и сде­лал текст, а так­же оттис­ки печа­тей труд­но раз­ли­чи­мы­ми. Зна­чи­тель­ную часть их, одна­ко, сумел про­честь и под­гото­вить к печа­ти дирек­тор Неа­по­ли­тан­ско­го музея Джу­лио да Пет­ра. Доку­мен­ты, сохра­нив­ши­е­ся на этих таб­лич­ках, отно­сят­ся в боль­шин­стве слу­ча­ев к 53-62 гг. нашей эры, и толь­ко два - к более ран­не­му вре­ме­ни (15 и 27 гг. н. э.).

Преж­де чем перей­ти к содер­жа­нию этих таб­ли­чек, необ­хо­ди­мо ска­зать несколь­ко слов о харак­те­ре заня­тий их вла­дель­ца. Дея­тель­ность его была свя­за­на с аук­ци­о­на­ми, зани­мав­ши­ми осо­бое место в эко­но­ми­че­ской жиз­ни рим­ско­го обще­ства кон­ца рес­пуб­ли­ки и эпо­хи ран­ней импе­рии. Лицо, желав­шее про­дать свою соб­ст­вен­ность - това­ры, име­ние, рабов - или же сдать эту соб­ст­вен­ность в арен­ду, или, нако­нец, пред­ла­гав­шее взять на себя выпол­не­ние каких-то работ, обра­ща­лось к пуб­ли­ке через аук­ци­о­на­то­ра , брав­ше­го на себя, на комис­си­он­ных нача­лах, устрой­ство аук­ци­о­на. Аук­ци­о­на­тор брал на себя полу­че­ние денег от поку­па­те­ля, и вооб­ще все воз­ни­кав­шие в про­цес­се аук­ци­о­на спо­ры раз­ре­ша­лись меж­ду аук­ци­о­на­то­ром и поку­па­те­лем, а не соб­ст­вен­ни­ком про­да­ва­е­мо­го иму­ще­ства. Послед­ний имел дело толь­ко с аук­ци­о­на­то­ром, или, как его еще назы­ва­ли, коак­то­ром . Коак­тор совер­шал круп­ные сдел­ки на кредит­ных нача­лах и поэто­му дол­жен был рас­по­ла­гать боль­ши­ми сум­ма­ми.

Боль­шин­ство вос­ко­вых таб­ли­чек, най­ден­ных в доме Цеци­лия Юкун­да, пред­став­ля­ют собой три­пти­хи - три таб­лич­ки, свя­зан­ные шнур­ком. В отли­чие от три­пти­хов, кото­рые иссле­до­вал Мас­сман, пом­пей­ские три­пти­хи состо­ят из таб­ли­чек, име­ю­щих углуб­ле­ния, запол­няв­ши­е­ся вос­ком и пред­на­зна­чен­ные для пись­ма толь­ко на 2, 3 и 5-й стра­ни­цах. На 2 и 3-й стра­ни­цах писал­ся глав­ный текст доку­мен­та, затем пер­вая и вто­рая таб­лич­ки свя­зы­ва­лись (так, что вто­рая и тре­тья стра­ни­цы три­пти­ха ока­зы­ва­лись закры­ты­ми), и в спе­ци­аль­ном желоб­ке посредине глад­кой чет­вер­той стра­ни­цы про­пус­кал­ся шну­рок (на этой стра­ни­це, как уже ука­зы­ва­лось, ника­ко­го тек­ста не с.29 писа­лось, и вос­ком она не покры­ва­лась). Про­пу­щен­ный в желоб­ке шну­рок скреп­лял­ся печа­тя­ми сиг­на­то­ров - свиде­те­лей, при­сут­ст­во­вав­ших при заклю­че­нии сдел­ки, при­чем каж­дый из них ста­вил свою под­пись рядом со сво­ей печа­тью, чер­ни­ла­ми по дере­ву.

Доку­мен­ты, о кото­рых идет здесь речь, пред­став­ля­ли собой рас­пис­ки в выпла­те и полу­че­нии денег от коак­то­ра Цеци­лия Юкун­да. Текст глав­но­го доку­мен­та, о кото­ром выше шла речь, писал­ся рукой само­го Юкун­да. На 5-й стра­ни­це три­пти­ха писал­ся вто­рой доку­мент, имев­ший мень­шее зна­че­ние, рукой креди­то­ра - это была рас­пис­ка в полу­че­нии денег от Цеци­лия Юкун­да, или, как ее назы­ва­ли тогда гре­че­ским сло­вом, хиро­граф (« соб­ст­вен­но­руч­ная рас­пис­ка» ). Эта стра­ни­ца остав­ля­лась откры­той, так как в тек­сте хиро­гра­фа коак­тор ниче­го не мог изме­нить, тогда как в сво­ем тек­сте, напи­сан­ном его соб­ст­вен­ной рукой, он смог бы вне­сти изме­не­ния (поэто­му он и запе­ча­ты­вал­ся в при­сут­ст­вии свиде­те­лей, ста­вив­ших свою под­пись).

Глав­ным типом доку­мен­тов, хра­нив­ших­ся в доме Цеци­лия Юкун­да, были рас­пис­ки, кви­тан­ции об упла­те (пер­скрип­ции , по-латы­ни), кото­рые удо­сто­ве­ря­ли упла­ту Л. Цеци­ли­ем Юкун­дом денег тому лицу, от име­ни и по пору­че­нию кото­ро­го устра­и­вал­ся аук­ци­он. При­ме­ром такой рас­пис­ки может слу­жить доку­мент № 25 (по изда­нию: CIL, v. IV, Suppl. P. I., Tabulae ceratae Pompeis repertae, Berol., 1898). На обре­зе три­пти­ха чер­ни­ла­ми напи­са­но: « Рас­пис­ка Умб­ри­ции Яну­а­рии» . Над­пись на обре­зе поз­во­ля­ла лег­ко отыс­кать тре­бу­е­мую рас­пис­ку, подоб­но тому, как над­пись на кореш­ке пере­пле­та совре­мен­ной кни­ги поз­во­ля­ет лег­ко отыс­кать ее на биб­лио­теч­ной пол­ке. Текст вто­рой и тре­тьей стра­ни­цы это­го хоро­шо сохра­нив­ше­го­ся три­пти­ха содер­жит следу­ю­щее:

с.30 Инте­рес­но, что в этом доку­мен­те перед нами высту­па­ет жен­щи­на, само­сто­я­тель­но веду­щая свои денеж­ные дела. Умб­ри­ция Яну­а­рия не состав­ля­ла исклю­че­ния для Рима того вре­ме­ни. Извест­но, напри­мер, что жена Цице­ро­на, Терен­ция, пита­ла непре­одо­ли­мую страсть к нажи­ве и вся­ко­го рода финан­со­вым спе­ку­ля­ци­ям. При этом она при­бе­га­ла к услу­гам не очень чисто­плот­ных дель­цов и часто тер­пе­ла зна­чи­тель­ные убыт­ки. Пыта­ясь вый­ти из затруд­ни­тель­но­го поло­же­ния, она ино­гда поку­ша­лась на сред­ства сво­е­го супру­га, кото­рый и сам был вели­ким масте­ром вся­ко­го рода спе­ку­ля­ций - име­ни­я­ми, кни­га­ми, скульп­ту­ра­ми и т. п. В сво­ей пере­пис­ке Цице­рон не раз горь­ко жалу­ет­ся на свою супру­гу. В кон­це кон­цов он с ней раз­вел­ся.

Точ­ная дати­ров­ка доку­мен­та (12 декаб­ря 56 года нашей эры) явля­ет­ся обыч­ной для дело­вых людей того вре­ме­ни. Сам Юкунд был энер­гич­ным финан­си­стом, денеж­ным воро­ти­лой мест­но­го зна­че­ния (Пом­пеи были неболь­шим про­вин­ци­аль­ным город­ком Ита­лии). Но если про­вин­ци­аль­ный делец обла­дал таким архи­вом, мож­но себе пред­ста­вить, какой вели­чи­ны дости­га­ли архи­вы могу­ще­ст­вен­ных финан­со­вых тузов сто­ли­цы.

Порт­рет Цеци­лия Юкун­да сохра­нил­ся. Перед нами « пол­ное, несколь­ко обрюзг­шее лицо ста­ре­ю­ще­го чело­ве­ка, кото­рый мно­го видел и мно­го узнал за свою пест­рую, труд­ную и не про­стую жизнь… недоб­рая усмеш­ка, так вели­ко­леп­но передан­ная худож­ни­ком, была его обыч­ной реак­ци­ей на вся­кое боль­шое чув­ство и на любую высо­кую мысль» .

Потреб­но­сти эко­но­ми­че­ской и куль­тур­ной жиз­ни древ­не­го Рима тре­бо­ва­ли боль­шо­го коли­че­ства вос­ко­вых таб­ли­чек, и изготов­ле­ние их долж­но было стать важ­ной отрас­лью ремес­ла. Сырье и мате­ри­а­лы име­лись в изоби­лии - пче­ло­вод­ство было высо­ко­раз­ви­той отрас­лью сель­ско­го хозяй­ства древ­ней Ита­лии, и леса покры­ва­ли тогда еще зна­чи­тель­ную часть стра­ны: к севе­ру от нее про­сти­ра­лись обла­сти, где в изоби­лии встре­ча­лись буко­вые рощи.

В созда­нии антич­ной кни­ги вос­ко­вые таб­лич­ки игра­ли нема­ло­важ­ную роль. Здесь нахо­дил свое вопло­ще­ние пер­во­на­чаль­ный замы­сел авто­ра, набра­сы­ва­лись отдель­ные части его про­из­веде­ния, над кото­ры­ми шла затем редак­тор­ская работа. Лишь после тща­тель­ной отдел­ки лите­ра­тур­ное про­из­веде­ние пере­но­си­лось на папи­рус (« хар­ту» ) или пер­га­мен.

Ино­гда отдел­ка про­из­веде­ния была не очень тща­тель­ной, и это вело к неточ­но­стям и ошиб­кам само­го раз­лич­но­го харак­те­ра. Имен­но тако­во про­ис­хож­де­ние мно­го­чис­лен­ных с.31 погреш­но­стей в « Есте­ствен­ной исто­рии» Пли­ния Стар­ше­го. Работу Пли­ния Аль­фонс Дэн рису­ет в следу­ю­щих чер­тах. Вооб­ра­зи­те, пишет Дэн, Пли­ния Стар­ше­го, кото­рый после обеда, про­сто­го и лег­ко­го, на древ­ний манер, рас­по­ло­жил­ся под лет­ним солн­цем для отды­ха. Рядом с ним сидит раб, кото­рый чита­ет ему гре­че­ско­го авто­ра. После каж­дой гла­вы или части тек­ста раб дела­ет пау­зу, и тогда Пли­ний обра­ща­ет­ся к дру­го­му рабу, дер­жа­ще­му вос­ко­вые таб­лич­ки и стиль. Ему Пли­ний дик­ту­ет пере­вод (или пере­сказ) того гре­че­ско­го тек­ста, кото­рый он толь­ко что про­слу­шал. При этом он мог вста­вить в текст заме­ток и свои заме­ча­ния, сооб­ра­же­ния и мыс­ли, допол­няя и видо­из­ме­няя ори­ги­нал. Есте­ствен­но, что вос­при­ня­тый со слу­ха текст мог быть не все­гда понят доста­точ­но точ­но .

Дио­ни­сий Гали­кар­насский (De comp. verb. 25) рас­ска­зы­ва­ет, что Пла­тон не рас­ста­вал­ся с вос­ко­вы­ми таб­лич­ка­ми до самой смер­ти, про­дол­жая до послед­не­го часа жиз­ни зани­мать­ся лите­ра­тур­ным трудом. Воз­ле его смерт­но­го одра были най­де­ны таб­лич­ки, на одной из кото­рых ока­зал­ся набро­сок нача­ла « Государ­ства» (« Отпра­вил­ся я вче­ра в Пирей, в сопро­вож­де­нии Глав­ко­на и Ари­сто­на…» ).

Антич­ную шко­лу, дело­вой, лите­ра­тур­ный и науч­ный мир древ­но­сти нель­зя пред­ста­вить без это­го по-сво­е­му очень удоб­но­го орудия пись­ма, пор­та­тив­но­го и эко­ном­но­го. Вос­ко­вые таб­лич­ки про­дол­жа­ли оста­вать­ся в оби­хо­де Евро­пы в тече­ние все­го ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья. Они слу­жи­ли свое­об­раз­ны­ми запис­ны­ми книж­ка­ми фран­цуз­ских коро­лей еще в XIII и XIV вв.

Hesseling D. C. On Waxen Tablets with fables of Babrius (Tabulae ceratae Assendeftianae). - Journal of Hellenic Studies, v. XIII, p. I, 1892, p. 293.

  • В гре­че­ском тек­сте гла­гол κη­ρόω , «покры­ваю вос­ком».
  • Цере­те­ли Г. Ф. Памят­ни­ки гре­че­ской пись­мен­но­сти из Егип­та. - ЖМНПр, 1909, XXIV, с. 482 слл.
  • Fröhner. Tablettes grecques du Musée de Marseille. P., 1867 (Annuaire de la société française de numismatique et d’archéologie, III, 1868, p. 68-77).
  • Вос­ко­вые таб­лич­ки были най­де­ны в боль­шом коли­че­стве и при рас­коп­ках в Гер­ку­ла­ну­ме с 1930 по 1940 гг. Трид­цать из них опуб­ли­ко­ва­ны в ста­тье П. Карра­тел­ли (См. Pugliese Carratelli, La parola des Passato. Nap., 1946, p. 379; Arangio-Ruiz V. Les tablettes d’Herculanum. - Revue internationale des Droits de l’Antiquité, I, 1948, p. 9-25).
  • Сер­ге­ен­ко М. Е. Указ. соч., с. 149.
  • Dain A. Les manuscrits. P., 1964, p. 20.
  • Выбор редакции
    Перегрев двигателя автомобиля – проблема, с которой может столкнуться каждый водитель. В этой статье мы можем узнать: - как вовремя...

    Часто причиной неисправности картриджа становится износ его основных компонентов - фоторецепторного барабана, чистящего лезвия,...

    Вконтакте ОдноклассникиЛазерный картридж состоит из отделения отработанного тонера и тонерного отсека. В состав отделения для...

    Тем, кто разочаровался в растворимом кофе со стиков но не может обойтись без бодрящего чарующего напитка, пора обзаветись собственной...
    Представьте, что вы первый раз столкнулись с необходимость разработки сайта. Как ничего не забыть по дороге и уже на начальном этапе...
    Компания ИнжПласт занимается поставками трубы Корсис уже много лет, напрямую сотрудничая с заводом-производителем, а значит цена труб...
    Требует предварительного расчета нагрузки общей массы конструкции на каждый элемент опоры. От этих данных зависит расстояние между...
    Бетонный пол в бане является хорошей альтернативой деревянному, особенно в мокрых помещениях под укладку плитки. Конечно по времени и по...
    Кирпич как универсальный строительный материал известен человечеству уже много веков. Этот кладочный камень имеет вид прямоугольного...