Восковая табличка. Как обработать разделочную доску маслом и другими отделочными составами
Обработка натуральным или искусственным воском любого дерева используется для защиты поверхности изделия от плесени, гниения, повреждений и насекомых. С помощью воска дерево можно не только защитить от гниения, но и выделить его текстуру.
Любая древесина нуждается в защите от воздействий ультрафиолета и химических разрушений. В качестве защитных составов используют пропитки на основе красок и . Воск является надежным средством защиты древесины от влаги.
Восковое вощение – это старый действенный способ покрыть деревянные конструкции. Сегодня в продаже существует множество подобных составов. Готовые компоненты составляют, добавляя:
- пчелиный воск;
- неорганические добавки;
- масла.
Раствор сразу можно использовать после вскрытия банки. После нанесения, доска преобразуется, становится гладкой с бархатистым оттенком. Вощение надежно защищает древесину от проникновения вредной влаги, и этот способ подходит для обработки любых пород дерева. Сегодня можно купить такой состав любого цвета.
Технологический процесс
Древесина в качестве строительного материала обладает множеством положительных качеств, а обработанная воском прослужит дольше. Если вы планируете покрыть материал, на котором уже есть какое-либо покрытие, этим составом, то необходимо предварительно подготовить поверхность перед вощением.
Первым делом удаляем все старые слои с поверхности материала. Лаковое покрытие можно удалить с помощью растворителя, который наносится на изделие несколько раз, пока полностью не обнажится натуральная доска.
Остатки удаляются с помощью теплой воды и абразивных средств. Все незначительные вкрапления лака, которые не взял растворитель, удаляются механическим способом ― ножом или лезвием. Очищенную поверхность необходимо зашкурить для лучшего сцепления пропитки перед нанесением воска. Поверхность перед нанесением воска доска должна быть тщательно просушена и зачищена наждачкой.
Ровная и гладкая поверхность дерева свидетельствует о том, что вы все сделали правильно. Обработка составом воска деревянных изделий, антикварной мебели является отличным способом защиты от повреждений. Им можно смело покрывать деревянные неокрашенные поверхности, как и наносить несколько слоев поверх лакового слоя.
Обработка дерева готовыми восковыми составами
Многие сорта восковых составов содержат мягкий пчелиный воск, разбавленный скипидаром. Пасты продаются в жестяных банках и являются разновидностью полировочных материалов. Обычно их наносят специальным тампоном, но можно использовать и густую кисть, а также стальную мочалку для мытья посуды. Восковая паста - отличный отделочный компонент, который можно наносить на другие покрытия после пропитки маслом.
Жидкий воск используется при обработке больших поверхностей, например массивных панелей, который наносится кистью. Составы для полов имеют прозрачную основу в виде мастики и их применяют в сложных эксплуатационных условиях.
Окрашенные восковые средства бывают преимущественно темных цветов и служат для проведения реставрационных работ. Их предназначение направлено на скрытие от глаз мелких царапин. Обычно восковые составы встречаются белового или желтого цвета - как масло, не оставляющее на поверхности оттенка.
Для отделки дуба используют коричневые оттенки пропиток или черные, созданные для усиления естественности, когда доска проявляет свою текстуру.
Для того чтобы восстановить цвет кедра или сосны, применяют золотистые пропитки, а для придания свежести красному дереву - выбирают красные мастики. Если наложить один состав на другой, можно добиться плавного перехода тонов. Стулья и столы, предметы частого контакта с одеждой не покрывают красящими веществами, маслом, как и воском - во избежание порчи одежды.
Перед вощением дерева, его следует подготовить. Для этого неокрашенную поверхность шлифуют и обезжиривают растворителем. Не лишним будет, если перед вощением доска будет обработана грунтовкой. Но это не обязательно, так как необходимости в заполнении пор дерева нет. В случае нанесения грунтовочного слоя, его необходимо зашлифовать мелкой шкуркой.
Восковую пасту наносят пропитанным тампоном круговыми движениями в несколько слоев. Обработав целиком поверхность, ее необходимо натереть вдоль древесных волокон. При сложностях в растирании стоит кратковременно подогреть банку на слабом огне. Второй слой наносится через несколько минут после первого, но затирание производится уже поперек волокон.
После того, как пары растворителя испарятся, по времени - это около суток, следует нанести на поверхность еще несколько слоев вещества и после полного высушивания произвести полировку мягкой тканью. Если продолжительно растирать чистой тряпкой обработанную поверхность, можно даже добиться .
Особенности обработки древесины воском
После нанесения воска на поверхности дерева прослеживается легкий желтоватый оттенок. Это и есть вощение, пропитка древним методом обработки деревянных изделий и паркетов. Структура древесины становится необычно красивой, доска приобретает не только оттенок естественности, но и источает прекрасный запах природы. Этот метода считается одним из самых благородных, ведь дерево становится необычно гладким и мягким под пчелиным воском.
Некоторые мастера старательно полировали вощеную поверхность до образования зеркального блеска. В продаже встречаются воски живицы, которые используются в жидком виде с добавлением растворителей. Состав создается на основе пчелиного воска и сосновой смолы или апельсинового масла. Появление механических инструментов утюгов, стало возможным использовать твердые куски без их растворения с помощью химии.
При обработке пола, твердые сорта имеют в составе небольшое количество химии, поэтому их стандартно безопасно разогревают перед использованием. Сегодня на рынке строительных компонентов можно встретить воск с цветом земли. Наносить такой состав необходимо с осторожностью, так как существует вероятность получить неравномерный слой, который исправить будет сложно, и разница в цвете будет бросаться в глаза. Для того чтобы изменить цвет покрытия, не стоит использовать земляную краску, а лучше пропитать древесину предварительно морилкой, но не маслом.
Помните, что вощеная поверхность оказывает целебное действие на человеческий организм и создает благоприятную атмосферу в помещении. Секрет в том, что дерево под воском продолжает дышать, а электростатические разряды не образуются.
Производство живицы
Живицу можно быстро приготовить для нанесения на поверхность древесины. Для этого необходимо наполнить металлический резервуар пчелиным воском и расплавить его на водяной бане. К основе кладут 30 процентов воска, добавляют 20 процентов масляной олифы и 50 процентов масла терпентина из апельсина. После смешивания компонентов, пропитка с расплавленной субстанцией, пчелиный воск остужают до затвердевания. Продукт используют для натирания деревянных поверхностей, паркетов и т.д.
Правила работы с воском
Чем больше в составе находится растворенного воска, тем насыщеннее становится конечный защитный раствор, поэтому такой процесс можно контролировать по собственному усмотрению. Обработка жидкими пропитками проводится при повторных обработках структуры древесины, эту процедуру рекомендуется повторять несколько раз подряд.
Как правило, раствор наносится уже на вощеную поверхность. Восковые составы для полов имеют жесткую субстанцию, и могут включать в состав несколько сортов воска: на основе пчелиного, карнаубского и обычного. Существуют и специальные воски, созданные на нефтяных компонентах, в составе которых содержатся химические растворители без масляной основы.
Стоит отметить, что использование восковых защитных средств значительно продлит жизнь деревянным покрытиям, мебели.
Для финишной обработки деревянных изделий, особенно тех, которые требуют применения экологически чистых материалов, часто используется пчелиный воск. В данной пошаговой инструкции мы расскажем вам, какими свойствами обладает воск, как его правильно наносить и можно ли деревянную поверхность после истирания покрыть воском заново.
Материал
Чтобы понять тонкости покрытия деревянных изделий воском собственноручно в данном мастер-классе мы будем использовать:
- разделочную доску;
- пчелиный воск;
- кусок натуральной хлопковой ткани без синтетических примесей;
- бумажные полотенца.
Пчелиный воск очень часто применяется для отделки деревянных изделий из разряда кухонной утвари, так как с ними в непосредственном контакте находятся продукты, которые мы будем употреблять в пищу. Также часто применяется пчелиный воск для обработки деревянных детских игрушек.
Пчелиный воск отлично защищает деревянные поверхности от влаги и мелких механических повреждений. Он придает изделий легкий матовый блеск.
Шаг 1 . На выбранное вами изделие нужно будет нанести тонкий слой пчелиного воска. Для его равномерного распределения по поверхности используйте тонкое бумажное полотенце либо чистую хлопковую ткань.
Шаг 2 . В идеальном варианте, после нанесения воска, ему нужно дать достаточно времени, чтобы деревянная поверхность впитала материал. Временные промежутки для данного процесса занимают разное время, что зависит от температуры воздуха и влажности в помещении, где производится обработка изделия.
Если вы очень сильно спешите, то финишную полировку деревянной поверхности можно начинать спустя полчаса – час. Если же у вас есть время, лучше оставить изделие в таком виде на ночь или на сутки. За это время воск хорошо пропитает плоскости изделия.
Шаг 3 . После высыхания нанесенного материала вам нужно взять кусок чистой хлопковой тряпки и приступить непосредственно к полировке. Натирайте основательно всю поверхность, пока она не будет идеально ровной и на ней не появится легкий матовый блеск.
Шаг 4 . В ходе эксплуатации деревянных изделий, покрытых пчелиным воском, материал постепенно стирается и это становится заметно по обнажающимся поверхностям. Данный процесс не страшен, так как поверхность легко восстановить вручную заново. Для этого нужно тщательно очистить обработанное воском изделие в местах истирания, нанести немного воска, дать ему впитаться и после отполировать по уже известной вам схеме.
табличка на дороге
Альтернативные описанияСигнализирующий, сообщающий что-либо жест
Метка, предмет, которым обозначается, выражается что-нибудь
Пометка или жест, которым о чем-либо сигнализируют
Пометка, изображение, символ
Жест, движение которым сигнализируют, сообщают что-нибудь
Советский спортсмен-гребец
Это и пятиугольник качества, и Овен, и запятая, и дорожный кирпич
. "Stop" как дорожный указатель
. "Stop" как дорожный укахатель
. "Кирпич" как дорожный указатель
. "Кирпич" на дороге
. "Обгон запрещен"
. "Поворот налево"
. "Суфлер" водителя
. "Ъ" - твердый...
Зодиака
Качества
Препинания
Внешнее обнаружение, признак чего-нибудь
Водяной... на банкноте
Вопросительный...
Дорожный...
Дорожный или препинания
Дорожный или условный
Дорожный регулятор, указатель
Дорожный указатель
Дорожный указатель и запретитель
Жест, движение которым сигнализируют, сообщают что-нибудь
Запятая как символ языка
И буква, и слово, и жест, и символ
И запятая, и дорожный "кирпич"
И плюс, и минус
И точка, и дорожный "кирпич"
Кавычка
Конан Дойл: "... четырех"
Любой из Зодиака
М. признак, примета, отличие; предзнаменование; предвестие; чувственое доказательство, свидетельство; чувственое изъявление, обнаружение чего-либо. Знак таможни, клеймо. отличия, орден. от раны, рубец. Подать знак рукой, шапкой, помаячить. Знак флагами, сигнал. Это примите в знак дружбы моей. Радуга знак скорого ведра. Азбука наша состоит из 34-х знаков. Подали знак голосом, в рог и пр. Знаковый, ко знаку относящийся. Знакомый, знаемый, известный, ведомый; кого или что знаем, видали, слыхали, что не чуждо, не ново нам. Знакомый человек, знаком, знакомец м. знакомка, знакомица ж. кого знаю, с кем видаюсь, кланяюсь, обращаюсь в свете, с кем вожу хлеб-соль, или встречаюсь на стороне и беседую. с ним знаком по шапкам, мы кланяемся друг другу, но не близки; знаком заочно, не видал его, но мы знаем друг друга, по переписке или через людей. Старый знакомец, впервые видимся! Были бы хоромцы, будут и знакомцы (и питомцы). На родной стороне и камешек знаком. Наш Пахом с Москвой знаком. Что мне законы, коли (были б) судьи знакомы! Знакомоватый, несколько, не близко знакомый. Знакомство ср. с кем, сношения или сближение, взаимное знание и обращение. Знакомство с каким-либо предметом, с наукой. ознакомление, знание, узнание, изучение. Знакомить кого с кем, с чем, ознакомлять, сближать, дать случай узнать или познакомиться. -ся с кем, с чем, сводить знакомство, узнавать друг друга по имени и знаться вперед. Знакомиться с делом, вникать в дело, узнавать его. Знакомленье ср. окончат. действ. по знач. глаг. Знакомитый, -мистый человек яросл. ласковый, вежливый, обходительный, доступный; ниж. о деле, известный, знаемый, ведомый, всем знакомый. Знакомчивый человек, кто не дичится знакомства, охотно знакомится. Знакомщик м. -щица ж. охотник знакомить, сводить людей. Знакомничать с кем, прикидываться близким знакомым, навязываться в приятели, Знакоположение ср. совокупность, система знаков какой-либо науки. Знакоположение грамоты, письма, заключает в себе знаки письменные или буквы, и знаки препинания, ударения и пр. Знакоположение арифметическое, цифры и знаки действий
Метка, предмет, которым обозначается, выражается что-нибудь
Метка, сигнал
Молчание - ... согласия
Молчание - синоним согласия
Молчание по отношению к согласию
Мягкий или условный
Недобрый...
Объект изучения семиотики
Овен - ... зодиака
Опознавательный...
Отметина
Плюс или минус
Повесть Артура Конан Дойла "... четырех"
Повесть Василия Быкова "... беды"
Повесть К. Дойла "... четырех"
Повесть американского писателя Стивена Крейна "Алый... доблести"
Повесть белорусского писателя В. Быкова "... беды"
Поданый рукой сигнал
Пометка
Пометка, изображение, предмет, которыми отмечается, обозначается что-нибудь
Пятиугольник качества
Символ, буква, иероглиф
Твердый, мягкий в алфавите
Указатель
Указатель на дороге
Указатель пешеходам и автомобилям
Указательный...
Условный графический символ
Условный символ
Что такое бемоль
Что такое диез
Это и пятиугольник качества, и Овен, и запятая, и дорожный "кирпич"
Указующе-запрещ. дорожная табличка
. "Молчание -... согласия"
Молчание - ... согласия
Молчание - синоним согласия
. «кирпич» на дороге
Это и пятиугольник качества, и Овен, и запятая, и дорожный «кирпич»
Повесть американского писателя Стивена Крейна «Алый... доблести»
Повесть Артура Конан Дойла «... четырех»
Повесть белорусского писателя В. Быкова «... беды»
Водяной на банкноте
. «ъ» - твердый...
Что такое бемоль?
Что такое диез?
. «кирпич» как дорожный указатель
. «Stop» как дорожный укахатель
И запятая, и дорожный «кирпич»
Повесть К. Дойла «... четырех»
Овен - ... зодиака
Повесть Василия Быкова «... беды»
И точка, и дорожный «кирпич»
Конан Дойл: «... четырех»
. «обгон запрещен»
. «Stop» как дорожный указатель
. «поворот налево»
. «суфлер» водителя
στῦλος , лат. stilus ). В случае необходимости надписи можно было стереть, загладить, и воспользоваться дощечкой многократно. Восковые таблички служили для ежедневных записей, напоминали о делах, о долгах и обязательствах, служили черновиком текстов, которые затем переносились на папирус и пергамент . Запечатанные таблички применялись для составления завещаний, передачи секретных распоряжений начальствующих лиц, разнообразных заявлений, расписок и даже доносов. Древнейшая археологическая находка цер относится к VII веку до н. э. (Этрурия). В качестве предмета повседневного обихода в Европе восковые таблички использовались почти до середины XIX века.Использование
Самая древняя восковая табличка, вырезанная из слоновой кости, открыта при раскопках на территории античной Этрурии в Марсилиано. Археологи датировали её началом VII века до н. э. По краю её начертан греческий алфавит в архаической форме: знаки написаны справа налево. Следовательно, это аналог античных и средневековых «школьных тетрадей», известных по другим находкам более позднего времени. Обычно таблички изготавливали из бука, дуба и других твёрдых пород деревьев. Края табличек были приподняты, до их уровня заливался расплавленный воск : его разглаживали трапециевидным скребком. По застывшему воску писали продолговатым металлическим или костяным стержнем: один конец его был заострён, другой оканчивался лопаточкой. Если запись чем-то не удовлетворяла пишущего или в ней миновала надобность, воск заглаживали лопаточкой, после чего писали вновь по этой же табличке. Стержень этот у римлян назывался стилем (откуда ведёт начало не только соответствующий термин , но и разновидность кинжала) .
Римский теоретик ораторского искусства Квинтилиан наставлял начинающих ораторов писать только на восковых табличках - на них очень легко стирать написанное (X, 3, 31) . Церы служили и для переписки, когда адресат, стерев написанное, тут же писал свой ответ. Живший во второй половине I в. до н. э. римский поэт Проперций в одной из своих элегий (III, 22) сожалел о пропаже табличек, так часто курсировавших между ним и его возлюбленной .
Античность
Древние греки называли покрытую воском табличку дельтой (греч. δέλτος ), - вероятно, потому, что в глубокой древности они имели треугольную или трапециевидную форму. Края табличек просверливались, в отверстия продевались шнурки (или ремешки, кольца), соединявшие вместе две или большее число табличек. Две связанные вместе таблички назывались диптихом , три - триптихом , четыре и более - полиптихом . Диптих упоминался Геродотом в рассказе о хитрости царя спартанцев Демарата (VII, 239). Чтобы передать согражданам планы персидского царя Ксеркса , Демарат соскоблил с диптиха («дельтион диптихон») воск, написал письмо на поверхности самого дерева, а затем покрыл всю запись воском. Чистые восковые таблички не вызывали подозрений: это был обычный предмет обихода грамотного человека .
В богатых римских домах хранились архивы восковых табличек, для которых служило специальное помещение - таблинум (от лат. tabula - «табличка»). Такие архивы описывал Плиний Старший в своей «Естественной истории » (XXXV, 7), но использовал для цер термин «кодекс», который потом перешёл на пергаментную книгу современного вида . Знатные и богатые люди предпочитали использовать роскошные таблички, чаще из слоновой кости, иногда они отделывались золотом, а наружная сторона могла иметь высокохудожественные изображения. Существовал обычай, согласно которому римские консулы дарили такие таблички знакомым и друзьям на новый год. На таких же табличках деловые люди и политики набрасывали черновики документов и писем, а затем надиктовывали профессиональным писцам-либралиям. По сообщению Цицерона , Цезарь имел при себе семерых писцов (Pro Sulla, 14).
На табличках писали обыкновенно курсивом , если только владелец цер не был школьником, обучавшимся каллиграфии. Долгое время курсив был нечитаемым для учёных-антиковедов, и был расшифрован на рубеже XVIII-XIX веков Иоганном Массманом на материале табличек, обнаруженных в золотых рудниках Трансильвании - римской Дакии . Они были датированы 131-167 годами. Опубликованы были результаты работы в 1840 году в Лейпциге .
Наиболее значительными по объёму археологические находки были совершены в период второй половины XIX - начала XX века. Например, в 1881 году голландский учёный Конинг подарил Лейденскому университету 7 табличек, образующих полиптих. Они были куплены его братом на руинах древней Пальмиры и получили название «Ассендельфтских табличек». Церы были изготовлены из бука, а в воск была добавлена смола, чтобы сделать его более тёмным. По формату таблички соответствовали античной книге, то есть были почти квадратными - 14,5 × 12 см . Оборот первой таблички содержал стих поэмы Гесиода «Труды и дни ». Он тщательно выписан округлыми и ровными буквами, вероятно, это была пропись, оставленная учителем каллиграфии. На остальных табличках записаны басни Бабрия - «Больной ворон», «Лев и бык», «Куропатка и земледелец», «Укушенный муравьем и Гермес», «Бык и козел», «Лев и лисица». В 1928 году в Алжире были найдены 45 восковых табличек времени вандальского королевства - так называемые «Таблички Альбертини» .
Весьма объёмные находки дали раскопки в помпейском доме финансиста Луция Цецилия Юкунда 3-5 июля 1875 года. (Сопоставимыми по объёму были находки в Геркулануме , но они шли на всём протяжении 1930-х годов). Над портиком перистиля дома Юкунда были открыты остатки сундука, в котором хранились 127 диптихов и триптихов, которых большинство. Несмотря на то, что они пострадали от вулканического пепла и частично обуглились, в значительной части их удалось прочитать. Документы, сохранившиеся на этих табличках, относятся в большинстве случаев к 53-62 годам, и только два - к более раннему времени (15 и 27 годы). Помпейские триптихи состоят из табличек, имеющих углубления, заполнявшиеся воском и предназначенные для письма только на 2, 3 и 5-й страницах. На 2 и 3-й страницах писался главный текст документа, затем первая и вторая таблички связывались (вторая и третья страницы оказывались закрытыми), а в специальном желобке посредине гладкой четвертой страницы пропускался шнурок, скрепляемый печатями сигнаторов - свидетелей, присутствовавших при заключении сделки, причем каждый из них ставил свою подпись рядом со своей печатью, чернилами по дереву. Главным типом документов, хранившихся в доме Цецилия Юкунда, были расписки, квитанции об уплате, и т. д.
Таблички играли существенную роль в процессе создания античных книг. Здесь находил воплощение первоначальный авторский замысел, набрасывались отдельные части произведения. Лишь после тщательной отделки литературное произведение переносилось на папирус («харту») или пергамент . Иногда отделка произведения была не очень тщательной, и это вело к неточностям и ошибкам. Именно таково происхождение многочисленных погрешностей в «Естественной истории» Плиния Старшего .
Средние века и Новое время
Произведения средневековой литературы и живописи свидетельствуют, что восковые таблички, практически не изменившись со времён античности, продолжали активно использоваться в прежнем качестве. Достаточно многочисленны упоминания о них в период XI-XII веков. Аббат Гериман Турнейский (1095-1147) упоминал об использовании им цер в качестве материала для своих трактатов. Сохранилось изображение церковной писательницы Хильдегарды Бингенской , которая диктует данное ей откровение, сверяясь со своими записями на церах. Канцелярия французских королей использовала восковые таблички ещё в XIV веке .
Восковые таблички активно использовались и в более поздний период. В австрийском Энсе сохранились церы из городского архива с записями от 1500 года, при этом они продолжают документы, начатые ещё в 1447 году. Сохранились 10 деревянных табличек форматом 375 × 207 мм и толщиной в 90 мм. Левая табличка диптиха содержит кредитные записи, сделанные на пергаменте или бумаге, а данные о задолженностях писались на воске, и после погашения стирались. Воск на этих табличках тёмно-бурый, он содержит сажу и 5-10 % масла.
В Германии для повседневных деловых записей церы использовались до самого XIX века. Администрация соляных промыслов в Швебиш-Халль употребляла их ещё в 1812 году . Во французском Руане восковые таблички использовались по крайней мере до 1860-х годов, хорошо документировано их применение на рыбном рынке в 1849 году .
В Древней Руси
Долгое время существовало высказанное в 1928 году мнение палеографа академика Е. Ф. Карского о том, что Русь не знала письма по воску. Оно было отвергнуто после многочисленных находок в Новгороде и других древнерусских городах стилосов (они назывались «пи́салами»). Такие инструменты (их в одном только Новгороде найдено около 250) имеют обязательную лопаточку, бесполезную для берестяного письма. Всего до 2000 года обнаружено 12 цер, некоторые из них на обороте и на бортиках снабжены азбукой, что указывает на их использование в обучении письму. Самые древние образцы относятся к XI веку. На одной цере сохранились остатки воска с фрагментами написанного. Все прежние находки имеют небольшой размер, будучи подобиями позднейших записных книжек. Среди находок и древнейшая русская книга - «
с.19
Глава II.
Восковые таблички
Греческий мальчик, пришедший в школу, приносил с собой покрытые воском таблички. Положив их на колени, он учился писать буквы и слоги, выцарапывая своей еще неумелой ручонкой слова родного языка. Самая древняя такая табличка открыта археологами на территории античной Этрурии (Марсилиано) . Она относится к началу VII века до н. э. и вырезана из слоновой кости. По краю ее начертана греческая азбука, едва ли не древнейший из известных нам вариантов: знаки ее написаны еще справа налево. До нашего времени дошли образцы античных « школьных тетрадей» , и на одной из них, хранящейся в Берлинском музее, мы читаем выведенную учителем и старательно четыре раза повторенную учеником пропись: « Будь прилежен, мальчик, чтобы тебя не выдрали» .
Восковыми табличками пользовались и взрослые. Поэт и ученый, государственный деятель и финансист набрасывали на них свои черновые записи или использовали для составления определенного рода документов. Обычно эти таблички изготовлялись из бука, дуба и других твердых пород деревьев. Края табличек были приподняты, до их уровня наливался расплавленный воск: его разглаживали трапециевидным скребком. По застывшему воску писали продолговатым стальным стержнем: один конец его был заострен, другой оканчивался лопаточкой. Если запись чем-то не удовлетворяла пишущего или же в ней миновала надобность, воск заглаживали лопаточкой, предварительно его подогрев, после чего писали вновь по этой же табличке. Стержень этот у римлян назывался стиль (отсюда ведет свое начало не только соответствующий
с.20
1. Перстень, которым запечатывались свитки, и оттиски его на шнурках и папирусных лентах. 2. Палетка древнеегипетского писца с тростниковыми стержнями и углублением вверху для разведения туши. 3. Образцы металлических стержней, стилей, которыми писали на восковых табличках. 4. Цилиндрический пенал для хранения каламов с привязанной к нему чернильницей. Весь письменный прибор писец затыкал за пояс. 5. Деревянная табличка, на которой писали древние школьники. 6. Восковые таблички, послужившие прообразом книги-кодекса, диптих и полиптих. 7. Бронзовая двойная чернильница римского времени, для красной и черной туши. Позади нее свиток папируса. (Jbscher R. Papyri als Zeugen antiker Kultur, B., 1949, Taf. 7) |
литературный термин, но и название небольшого кинжала - стилет ). « Чаще оборачивай стиль» - советовал начинающим авторам великий римский поэт Гораций (Сатиры, I, 10, 72), подчеркивая тем самым необходимость тщательной отделки с.21 литературного произведения. Выражение « оборачивать стиль» получило значение « редактировать» , « исправлять» . В « Латинской антологии» (I, 286) мы находим даже стихи, посвященные этому орудию письма:
Римский теоретик ораторского искусства Квинтилиан советует начинающему оратору писать только на восковых табличках - на них очень легко стирать написанное (X, 3, 31). Кроме того, необходимость часто опускать калам в чернила задерживает свободное развитие мысли. При этом Квинтилиан советует выбирать не очень длинные таблички - он сам знал молодого человека, который писал очень длинные сочинения, потому что оценивал творческий труд по числу строк. Этот недостаток можно устранить простой заменой длинных табличек меньшими.
На помпейской фреске « Дома Либания» мы видим юную поэтессу, держащую в левой руке восковые таблички, а правой мечтательно прижимающую заостренный конец стиля к губам. Взгляд ее задумчиво устремлен вдаль.
Судя по сохранившимся образцам, а также произведениям изобразительного искусства, стиль мог иметь самую разнообразную форму - веретенообразную, форму узкого листа, сужающегося посередине, и т. п.
с.22 Греки называли покрытую воском табличку « Дельтион» , дельтой , - вероятно, потому, что в глубокой древности они имели треугольную или трапециевидную форму. Края табличек просверливались, а в отверстия продевались шнурки (или ремешки, кольца), соединявшие вместе две или большее число табличек. Две связанные вместе таблички назывались диптихом , три - триптихом , четыре и более - полиптихом . Такой диптих упоминается Геродотом, когда историк сообщает о хитрости, к которой прибегнул спартанский царь Демарат, чтобы передать своим согражданам весть о готовящемся походе царя Ксеркса против эллинов (VII, 239). Демарат соскоблил с диптиха (« дельтион диптихон» ) воск, написал письмо на поверхности самого дерева, а затем покрыл всю запись воском. Это было сделано им с той целью, чтобы скрыть содержание письма от персидской дорожной охраны, которая могла бы задержать нарочного. Таблички были затем доставлены в Спарту и там прочтены. Чистые восковые таблички не могли вызывать подозрений: это был обычный предмет обихода грамотного человека.
Восковые таблички служили для ежедневных записей, напоминали о делах, которых не следовало забывать, о долгах и обязательствах, служили черновиком текстов, которые затем переносились на папирус и пергамен. Запечатанные таблички применялись для составления завещаний, для передачи секретных распоряжений начальствующих лиц, для разнообразных заявлений, расписок и даже доносов. Часто они служили письмом, на котором адресат, стерев написанное, тут же писал свой ответ. Живший во второй половине I в. до н. э. римский поэт Проперций горько сожалеет в одной из своих элегий (III, 22) о пропаже табличек, так часто курсировавших между ним и его возлюбленной - хотя они были просты и непрезентабельны на вид. « Теперь, - грустил он, - какой-нибудь скряга пишет на них свои счета…» .
Документы, которые автор хотел сохранить втайне, запечатывались его личной печатью. В III речи против Катилины Цицерон упоминает о печати одного из заговорщиков, Лентула: на ней был изображен дед Лентула. Светоний подробно описывает личные печати императора Августа. Вначале Август пользовался печатью с изображением сфинкса, затем сменил ее на печать с портретом Александра Македонского. В конце жизни он стал пользоваться печатью со своим собственным изображением, и эта печать перешла затем к последующим принцепсам, его преемникам.
с.23
с.24 Архивы восковых табличек хранились в домах знатных римлян в специальном помещении, называвшемся « таблинум» (от латинского слова tabula - табличка). О множестве подобного рода табличек, хранящихся в домах знатных римлян, пишет и Плиний в своей « Естественной истории» (XXXV, 7) . Плиний называет их при этом « кодексами» . Как мы увидим ниже, название это перешло затем на рукописную книгу той формы, которая стала наиболее употребительной в конце античности.
Богатые люди пользовались роскошными табличками, изготовлявшимися из слоновой кости. Они отделывались золотом, наружная сторона их украшалась барельефом художественной работы. Римские консулы, вступая в должность, дарили такие таблички своим знакомым и друзьям в качестве новогоднего подарка. Именно на таких табличках знатные люди набрасывали черновики своих документов или писем, и уж после диктовали их своим рабам-переписчикам (« либрариям» ). Как сообщает Цицерон, Цезарь имел при себе семь таких либрариев (Pro Sulla, 14).
Писали на таких табличках обычно курсивом , беглым письмом, если, разумеется, владелец их не был школьником, учившимся каллиграфии. Общеизвестные начертания букв латинского алфавита, представленные на эпиграфических памятниках - надписях на бронзе или камне - изменены в курсиве до неузнаваемости. Долгое время европейские ученые вообще не могли прочесть это курсивное письмо. На первый взгляд, оно состояло из отдельных линий, штрихов и дужек, в которых очень трудно было угадать знаки латинского алфавита. Некоторые к тому же были очень похожи друг на друга, хотя обозначали различные буквы.
Впервые в Европе этот курсив прочел Иоганн Массман, издавший тексты восковых табличек римской эпохи, относившихся к 131-167 гг. нашей эры. Они были найдены в древнеримских золотых рудниках в Трансильвании, близ Абрудбаньи, в конце XVIII - начале XIX века. После нескольких лет работы Массману удалось « дешифровать» курсив, и книгу, посвященную этим табличкам, он выпустил в свет в 1840 г. В ней он писал: « Тому, кто принимается читать эти таблички, знаки которых я бы назвал едва различимыми, очертания отдельных букв вначале представляются расплывшимися даже при самом пристальном рассмотрении. Они как бы сливаются между собой, пока продвигающемуся шаг за шагом не блеснут первые с.25 лучи света из глубокого мрака. Именно это и произошло со мной» . Работы Массмана получили мировую известность.
Наиболее значительные находки античных восковых табличек относятся ко второй половине XIX - началу XX века . В конце XIX в. голландец Ван Ассендельфт де Конинг подарил Лейденской библиотеке 7 табличек, составлявших целый полиптих. Их приобрел в 1881 г. в Пальмире его брат, офицер голландского флота. Все они были исписаны с обеих сторон, кроме первой, внешняя сторона которой была совершенно гладкой (она играла роль современной обложки). Подобно большинству известных нам табличек, « Ассендельфтские таблички» были вырезаны из бука. Темный оттенок покрывавшего их воска, возможно, объясняется тем, что к нему добавлялась смола - отчего процарапанные буквы становились более заметными. Форма табличек была почти квадратной - 14,5×12 см .
Оборот первой таблички содержит стих из поэмы Гесиода « Труды и дни» . Он тщательно выписан округлыми и ровными буквами и без сомнения представляет собой пропись, оставленную в этой « школьной тетради» учителем - это образцово выполненное упражнение в каллиграфии. На остальных табличках записаны басни Бабрия - « Больной ворон» , « Лев и бык» , « Куропатка и земледелец» , « Укушенный муравьем и Гермес» , « Бык и козел» , « Лев и лисица» . Бабрий действительно был излюбленным школьным автором, что объясняется, прежде всего, нравоучительной тенденцией, которой пронизаны его басни. При сравнении с дошедшими до нашего времени рукописями произведений Бабрия « Ассендельфтские таблички» оказались полны ошибок, пропусков, а иногда и добавлений. Это не должно нас удивлять: перед нами школьная тетрадь и притом не самого лучшего ученика.
В связи с « Ассендельфтскими табличками» уместно вспомнить найденные в 1891 г. в Египте мимы Геронда, писателя III в. до н. э. Эти мимы представляют собой небольшие комические сценки из народной жизни, нарисованные в грубо реалистической, скорее даже натуралистической манере. В миме « Учитель» вдова Метротима приводит к учителю своего отбившегося от рук сына Коттала, горько жалуясь при этом, что сын ее совсем забыл, где находится дверь школы:
с.26
Палеографические соображения позволяют сделать заключение, что время, к которому относятся таблички, близко ко времени жизни самого Бабрия (II век нашей эры). Но совершенно ясно, что « Ассендельфтские таблички» не могут быть отнесены ко времени после 272 года - в этом году Пальмира была уничтожена озверевшими солдатами Аврелиана и перестала существовать как город.
В отделе египтологии Государственного Эрмитажа хранятся две деревянные таблички, изданные в свое время Г. Ф. Церетели . Величина первой из них - 31×17.5 см при толщине в 0.7 см. Эта табличка не покрывалась воском, и древнеегипетский школьник писал на ней, смывая написанное, когда в нем миновала надобность. На лицевой стороне двумя разными почерками написаны 20 строк письмом, которое принято называть уставным. Первые пять строк написаны ровным изящным почерком, буквы слегка наклонены вправо. Как отмечает издатель текста, Г. Ф. Церетели, « на всем письме лежит печать твердой и опытной руки» :
Ε ΘΙΖΕΣΕΑΥΤΟΝΥΠΟ ΜΕΝΙΝΟΡΓΑΣΦΙΛΩΝ || ΚΑΙΠΑΝΤΑΣΕΞΙΣΣΕΒΟ ΜΕΝΟΥΣΣΕΘΣΘΕΟΝ || ΓΟΝΕΙΣ ΤΕΙΜΑ |
Затем следуют две строки, по-видимому, написанные ранее и полустертые. Восьмая и последующие строки представляют собой троекратное повторение первых пяти, но уже другой рукой - рукой ученика. Ученик старался воспроизвести письмо учителя, но это ему плохо удавалось: время от времени он сбивается, начинает связывать буквы, они то разъезжаются в разные стороны, то находят одна на другую. К концу упражнения почерк ученика становится все хуже и хуже - видно, что он старался поскорее избавиться от неприятного занятия. Помимо этого, он сделал много орфографических ошибок: так, он три раза вместо сигмы написал омикрон!
Первые четыре строки прописи, которую пришлось повторять ученику, представляют собой двустишие - два ямбических триметра, причем каждый из них отделен знаком - двумя вертикальными штрихами. В таком ритме обычно звучат греческие пословицы и поговорки, дошедшие до нас в большом с.27 количестве. Смысл этого двустишия можно передать по-русски (сохраняя ритм подлинника) следующим образом:
Можно представить себе, по какому поводу мальчугану была задана такая пропись. Возможно, он подрался со своими сверстниками, и учитель решил наказать его, задав ему написать это двустишие несколько раз.
Пятая строка тоже носит нравоучительный характер, и содержит мораль, древнюю как мир. Она гласит:
Вторая табличка покрывалась воском. Размеры ее - 15×17.7 см при толщине 0.5 см. Лицевая сторона ее имеет углубление, покрытое тонким слоем побуревшего от времени воска. Ширина края, окружающего углубление, - 1.3 см. В нем имеются отверстия для шнурков или ремешков, которыми эта табличка связывалась с другими.
На этой табличке мы находим шесть строк уставного письма, прекрасно сохранившегося и относящегося к III в. нашей эры:
За двустишием следует обычно встречающееся в греческих « школьных тетрадях» слово:
Приведенный выше текст был также прописью, которую учитель написал для своего ученика, но таблички, где ученик эту пропись повторял, не сохранились.
В 1868 г. Фрёнер издал четыре таблички марсельского музея, где мы также находим прописи учителя, с добавлением слова « старайся!» , трижды повторенные учеником. На одной из этих табличек можно увидеть ошибку ученика, исправленную учителем .
с.28 Одна из самых замечательных находок восковых табличек была сделана во время раскопок в Помпеях 3-5 июля 1875 года в богатом доме помпейского финансиста Люция Цецилия Юкунда . Над портиком перистиля его дома были открыты остатки сундука, в котором хранились около 127 диптихов и триптихов. Сохранность их оставляла желать лучшего: они были обуглены и крошились в руках. Помимо этого, жар вулканического пепла и падающих камешков расплавил воск во многих табличках и сделал текст, а также оттиски печатей трудно различимыми. Значительную часть их, однако, сумел прочесть и подготовить к печати директор Неаполитанского музея Джулио да Петра. Документы, сохранившиеся на этих табличках, относятся в большинстве случаев к 53-62 гг. нашей эры, и только два - к более раннему времени (15 и 27 гг. н. э.).
Прежде чем перейти к содержанию этих табличек, необходимо сказать несколько слов о характере занятий их владельца. Деятельность его была связана с аукционами, занимавшими особое место в экономической жизни римского общества конца республики и эпохи ранней империи. Лицо, желавшее продать свою собственность - товары, имение, рабов - или же сдать эту собственность в аренду, или, наконец, предлагавшее взять на себя выполнение каких-то работ, обращалось к публике через аукционатора , бравшего на себя, на комиссионных началах, устройство аукциона. Аукционатор брал на себя получение денег от покупателя, и вообще все возникавшие в процессе аукциона споры разрешались между аукционатором и покупателем, а не собственником продаваемого имущества. Последний имел дело только с аукционатором, или, как его еще называли, коактором . Коактор совершал крупные сделки на кредитных началах и поэтому должен был располагать большими суммами.
Большинство восковых табличек, найденных в доме Цецилия Юкунда, представляют собой триптихи - три таблички, связанные шнурком. В отличие от триптихов, которые исследовал Массман, помпейские триптихи состоят из табличек, имеющих углубления, заполнявшиеся воском и предназначенные для письма только на 2, 3 и 5-й страницах. На 2 и 3-й страницах писался главный текст документа, затем первая и вторая таблички связывались (так, что вторая и третья страницы триптиха оказывались закрытыми), и в специальном желобке посредине гладкой четвертой страницы пропускался шнурок (на этой странице, как уже указывалось, никакого текста не с.29 писалось, и воском она не покрывалась). Пропущенный в желобке шнурок скреплялся печатями сигнаторов - свидетелей, присутствовавших при заключении сделки, причем каждый из них ставил свою подпись рядом со своей печатью, чернилами по дереву.
Документы, о которых идет здесь речь, представляли собой расписки в выплате и получении денег от коактора Цецилия Юкунда. Текст главного документа, о котором выше шла речь, писался рукой самого Юкунда. На 5-й странице триптиха писался второй документ, имевший меньшее значение, рукой кредитора - это была расписка в получении денег от Цецилия Юкунда, или, как ее называли тогда греческим словом, хирограф (« собственноручная расписка» ). Эта страница оставлялась открытой, так как в тексте хирографа коактор ничего не мог изменить, тогда как в своем тексте, написанном его собственной рукой, он смог бы внести изменения (поэтому он и запечатывался в присутствии свидетелей, ставивших свою подпись).
Главным типом документов, хранившихся в доме Цецилия Юкунда, были расписки, квитанции об уплате (перскрипции , по-латыни), которые удостоверяли уплату Л. Цецилием Юкундом денег тому лицу, от имени и по поручению которого устраивался аукцион. Примером такой расписки может служить документ № 25 (по изданию: CIL, v. IV, Suppl. P. I., Tabulae ceratae Pompeis repertae, Berol., 1898). На обрезе триптиха чернилами написано: « Расписка Умбриции Януарии» . Надпись на обрезе позволяла легко отыскать требуемую расписку, подобно тому, как надпись на корешке переплета современной книги позволяет легко отыскать ее на библиотечной полке. Текст второй и третьей страницы этого хорошо сохранившегося триптиха содержит следующее:
с.30 Интересно, что в этом документе перед нами выступает женщина, самостоятельно ведущая свои денежные дела. Умбриция Януария не составляла исключения для Рима того времени. Известно, например, что жена Цицерона, Теренция, питала непреодолимую страсть к наживе и всякого рода финансовым спекуляциям. При этом она прибегала к услугам не очень чистоплотных дельцов и часто терпела значительные убытки. Пытаясь выйти из затруднительного положения, она иногда покушалась на средства своего супруга, который и сам был великим мастером всякого рода спекуляций - имениями, книгами, скульптурами и т. п. В своей переписке Цицерон не раз горько жалуется на свою супругу. В конце концов он с ней развелся.
Точная датировка документа (12 декабря 56 года нашей эры) является обычной для деловых людей того времени. Сам Юкунд был энергичным финансистом, денежным воротилой местного значения (Помпеи были небольшим провинциальным городком Италии). Но если провинциальный делец обладал таким архивом, можно себе представить, какой величины достигали архивы могущественных финансовых тузов столицы.
Портрет Цецилия Юкунда сохранился. Перед нами « полное, несколько обрюзгшее лицо стареющего человека, который много видел и много узнал за свою пеструю, трудную и не простую жизнь… недобрая усмешка, так великолепно переданная художником, была его обычной реакцией на всякое большое чувство и на любую высокую мысль» .
Потребности экономической и культурной жизни древнего Рима требовали большого количества восковых табличек, и изготовление их должно было стать важной отраслью ремесла. Сырье и материалы имелись в изобилии - пчеловодство было высокоразвитой отраслью сельского хозяйства древней Италии, и леса покрывали тогда еще значительную часть страны: к северу от нее простирались области, где в изобилии встречались буковые рощи.
В создании античной книги восковые таблички играли немаловажную роль. Здесь находил свое воплощение первоначальный замысел автора, набрасывались отдельные части его произведения, над которыми шла затем редакторская работа. Лишь после тщательной отделки литературное произведение переносилось на папирус (« харту» ) или пергамен.
Иногда отделка произведения была не очень тщательной, и это вело к неточностям и ошибкам самого различного характера. Именно таково происхождение многочисленных с.31 погрешностей в « Естественной истории» Плиния Старшего. Работу Плиния Альфонс Дэн рисует в следующих чертах. Вообразите, пишет Дэн, Плиния Старшего, который после обеда, простого и легкого, на древний манер, расположился под летним солнцем для отдыха. Рядом с ним сидит раб, который читает ему греческого автора. После каждой главы или части текста раб делает паузу, и тогда Плиний обращается к другому рабу, держащему восковые таблички и стиль. Ему Плиний диктует перевод (или пересказ) того греческого текста, который он только что прослушал. При этом он мог вставить в текст заметок и свои замечания, соображения и мысли, дополняя и видоизменяя оригинал. Естественно, что воспринятый со слуха текст мог быть не всегда понят достаточно точно .
Дионисий Галикарнасский (De comp. verb. 25) рассказывает, что Платон не расставался с восковыми табличками до самой смерти, продолжая до последнего часа жизни заниматься литературным трудом. Возле его смертного одра были найдены таблички, на одной из которых оказался набросок начала « Государства» (« Отправился я вчера в Пирей, в сопровождении Главкона и Аристона…» ).
Античную школу, деловой, литературный и научный мир древности нельзя представить без этого по-своему очень удобного орудия письма, портативного и экономного. Восковые таблички продолжали оставаться в обиходе Европы в течение всего раннего Средневековья. Они служили своеобразными записными книжками французских королей еще в XIII и XIV вв.
Hesseling D. C. On Waxen Tablets with fables of Babrius (Tabulae ceratae Assendeftianae). - Journal of Hellenic Studies, v. XIII, p. I, 1892, p. 293.
- Сравнение, какой теплый пол лучше, водяной или электрический
- По каким критериям следует выбирать теплый электрический пол
- Как сделать мелкозаглубленный ленточный фундамент
- Изготовление ручной или стационарной циркулярной пилы своими руками
- Как перемотать якорь болгарки в домашних условиях
- Стиль кантри в интерьере – дизайн с душой Новые идеи в интерьере кантри
- Доборные элементы металлочерепицы Кровельные элементы для металлочерепицы
- Крыша из камыша: оригинальное и практичное решение
- Бассейн на даче (41 фото): плюсы поликарбоната, особенности конструкций
- Монолитное перекрытие по опалубке — профлисту
- "Всё о гильзовании (санации) дымовых и вентиляционных каналов" Монтаж вкладыша из нержавейки круглого, прямоугольного или овального сечения
- Почему греется стиральная машина Стиральная машина перегрелась
- Чистка картриджей: инструменты и оборудование, порядок действий, маленькие хитрости Альтернативный метод очистки
- Устройства лазерного картриджа и его основные элементы
- Лучшая кофемашина для дома, которую мы выберем из рейтинга хитов Мировой рейтинг: топ-обзор
- Технология создания плана проекта
- Гофрированные трубы корсис и корсис про
- Как рассчитать расстояние между сваями?
- Обустраиваем бетонный пол в бане своими руками
- Как правильно делать кирпичную кладку: рассмотрим варианты Как сделать красивую кладку кирпича