Советское государство и право в годы «застоя. Ссср в период «застоя Судебная система ссср в период застоя


В рассматриваемый период продолжалась систематизация законодательства. Впервые в советской истории было кодифицировано административное право: были приняты основы законодательства СССР и кодексы в союзных республиках.

Кроме того, были приняты основы законодательства Союза о браке и семье, труде, земле, недрах, лесах, исполнении наказаний.

По предметам ведения общесоюзных органов власти были приняты также общесоюзные кодексы, например Воздушный кодекс СССР (1983).

Таким образом, принимались законодательные акты следующих видов:

Законы СССР,

Основы законодательства СССР и союзных республик,

Законы, в том числе кодексы союзных республик. Систематизация законодательства выразилась также в издании

Свода законов СССР. Он представлял собой официальное издание Президиума Верховного совета СССР и Совета министров СССР. Для руководства изданием Свода была создана комиссия во главе с министром юстиции СССР.

В состав Свода включались Конституция СССР, законы, совместные постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР и постановления Совета министров СССР нормативного характера.

Все правовые акты распределялись по семи разделам:

1) об общественном и государственном устройстве;

2) о социальном развитии и культуре, социально-экономических правах граждан;

3) о рациональном использовании и охране природных ресурсов;

4) о народном хозяйстве;

5) о международных отношениях и внешних экономических связей;

6) об обороне страны и охране государственных границ;

7) о правосудии, прокурорском надзоре и охране правопорядка. 1. Гражданское и хозяйственное право. Продолжали существовать

два комплекса правовых норм, регулировавших имущественные отношения. Один из комплексов регулировал отношения между гражданами и допускал применение метода юридического равенства. Другой комплекс регулировал отношения между социалистическими учреждениями и предприятиями и основывался на административно-правовом методе. Соответственно можно говорить о существовании двух самостоятельных отраслях права - гражданского права и хозяйственного права. Однако законодатель так и не признал хозяйственное право в качестве отрасли. Многие ученые-цивилисты считали оба вышеназванных комплекса норм частью гражданского права.

Субъектами имущественных отношений являлись граждане, социалистические организации, советское государство.

Объектами гражданских прав было движимое и недвижимое имущество и нематериальные блага. Собственность делилась на социалистическую и личную. К социалистической собственности относилась государственная собственность, колхозно-кооперативная собственность, собственность профсоюзов и других организаций. Социалистическая собственность, и прежде всего государственная, находилась под особой правовой защитой.

В собственности государства могло находиться любое имущество. Исключительно государству могла принадлежать земля, недра, воды и леса; основные средства производства, транспорта и связи; банки и т. п. На требования о возврате государственного имущества из незаконного владения колхозов, общественных организаций и граждан не распространялась исковая давность.

Имущественные отношения между социалистическими организациями складывались на ОСНОВА договоров.

Последние заключались в соответствии с государственными планами. Таким образом, распределение продукции производилось в административном порядке. Поставка продукции социалистическими организациями регулировалась не только нормами Гражданского кодекса, но и нормами подзаконных актов: положений о поставке, особых условий поставки отдельных видов продукции.

Государственное имущество передавалось в оперативное управление государственным учреждениям и предприятиям. При этом основными средствами (здания, оборудование, транспорт и т. п.) организации не могли распоряжаться. На эти средства не могло обращаться взыскание по претензиям кредиторов.

В собственности колхозов, кооперативов, профсоюзов могли находиться здания, оборудование, транспорт, скот, денежные средства. Субъектами права собственности были отдельные колхозы и организации, а также их объединения. На основные средства также не могло обращаться взыскание по претензиям кредиторов.

В состав личной собственности входили предметы индивидуального и семейного потребления. Круг и количество объектов личной собственности были ограничены. В личной собственности гражданина мог находиться только один жилой дом. При этом его супруг и несовершеннолетние дети не могли иметь в собственности еще один дом. Размер индивидуального жилого дома не мог превышать 60 м 2 . Этот размер мог быть увеличен для многодетных семей решением исполкома местного совета. Если гражданину была предоставлена для проживания квартира из государственного или общественного фонда, то он и члены его семьи не могли иметь в собственности жилой дом.

Законом устанавливалось также предельное количество скота и транспортных средств, которые могли находиться в личной собственности. Было ограничено использование личного имущества граждан. Использование его не для личного или семейного потребления, а для получения доходов признавалось незаконным - «извлечением нетрудовых доходов». Такое личное имущество подлежало безвозмездному изъятию. Скармливание хлеба и других продуктов скоту влекло административную ответственность.

Обусловленные идеологическими соображениями, ограничения на индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства на фоне дефицита жилья и продуктов питания не имели рационального объяснения и, по сути, стимулировали правовой нигилизм граждан.

2. Жилищное право. Жилищное законодательство впервые в отечественной истории было кодифицировано. В 1981 г. Верховный совет СССР принял Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик. РСФСР и другие союзные республики В 1983 г. приняли жилищные кодексы.

Законодательство определяло порядок предоставления гражданам жилой площади. Льготы в обеспечении жильем имели инвалиды и участники Великой Отечественной войны, герои Советского Союза и Социалистического Труда и т. д.

Граждане были обязаны бережно относиться к жилому помещению, экономно расходовать воду и другие ресурсы. Запрещалось использовать жилье для получения дохода.

Систематизация жилищного законодательства имела позитивное значение. Вместе с тем совершенствование правового регулирования не могло изменить негативные обстоятельства: низкое качество жилых помещений, дефицит жилья, многолетние очереди за жильем и т. п.

3. Колхозное право. Его источниками являлись соответствующие законы и подзаконные акты. Важную роль играл Примерный устав колхоза, утвержденный совместным постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР в ноябре 1969 г. В каждом колхозе имелся свой устав, зарегистрированный в исполнительном комитете районного или городского совета.

Нормы указанных актов закрепляли государственное руководство колхозами, прием в колхоз и выход из него, организацию труда и социального обеспечения колхозников.

4. Уголовное право. Продолжали действовать Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, а также уголовные кодексы союзных республик. В РСФСР такой кодекс был принят в 1960 г. и введен в действие с 1961 г.

Уголовный закон имел классовую природу и базировался на коммунистической идеологии. Преступлением признавалось предусмотренное законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягавшее на советский общественный или государственный строй, социалистическую систему хозяйства, социалистическую собственность, личность, права граждан, социалистический правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом (ст. 7 УК РСФСР).

Уголовной ответственности подлежали лица, достигшие 16-ти летнего возраста. За наиболее тяжкие преступления ответственность наступала с 14 лет.

В особенной части на первом месте располагались составы преступлений, направленных против советского государства и общественного строя и лишь затем - против граждан.

При назначении наказания суды должны были руководствоваться законом и социалистическим правосознанием. Система наказаний включала в себя: лишение свободы; ссылку и высылку; исправительные работы без лишения свободы; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; штраф; увольнение от должности; общественное порицание; конфискация имущества; лишение воинского или специального звания. Исключительной мерой наказания была смертная казнь. Наказания делились на основные и дополнительные.

Главными особенностями внешнеполитической деятельности Советского государства являлись: наличие двух социально-политических систем - мировой системы социализма и мировой системы капитализма, продолжение «холодной войны», противостояние Советского Союза и Соединенных Штатов Америки.

Одним из основных принципов внешней политики СССР являлся принцип мирного сосуществования двух систем, который получил юридическое закрепление в Конституции СССР 1977 г.

К числу достижений внешней политики СССР следует отнести принятие Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в 1979 г. в Хельсинки. В Совещании приняли участие главы 33 государств Европы, а также США и Канады.

СССР продолжал отстаивать предложения по прекращению гонки вооружений, запрещению атомного и водородного оружия, ограничению стратегических вооружений. В результате между СССР и США были достигнуты соглашения по противоракетной обороне - ОСВ-1 и ОСВ-2.

Развивались отношения СССР с социалистическими странами. Они охватывали политическую, экономическую, научно-техническую и культурную сферы.

2. 7 октября 1977 г. Верховным Советом СССР была принята новая Конституция СССР. Представительные органы власти стали теперь называться Советами народных депутатов. Изменялись сроки полномочий Советов: полномочия Верховного Совета СССР увеличивались до 5 лет, местных Советов - до 2,5 лет. Устанавливалось равное число депутатов в палатах Верховного Совета СССР - по 750 человек.

В июле 1978 г. был принят новый Закон о выборах в Верховный Совет СССР, основывавшийся на положениях Конституции 1977 г. В апреле 1979 г. он дополнен законом «О порядке отзыва депутата Верховного Совета СССР» и законом «О статусе народных депутатов в СССР».

С целью повышения контроля Верховного Совета СССР за деятельностью всех формируемых им органов был принят Регламент Верховного Совета СССР, определявший структуру, полномочия, порядок работы Верховного Совета и его органов, порядок законотворческой работы, контрольной деятельности и формирования подотчетных Верховному Совету органов.

В 1966 г. была изменена организационная структура палат Верховного Совета СССР - Совета Союза и Совета Национальностей: наряду с бюджетной комиссией, комиссией по иностранным делам и мандатной комиссией формировались новые комиссии по направлениям деятельности Верховного Совета и направлениям государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства. При каждой из палат Верховного Совета СССР было сформировано 16 постоянных комиссий. 19 апреля 1979 г. Верховным Советом было принято новое Положение о постоянных комиссиях.

В 70-х гг. возросла роль Президиума Верховного Совета СССР, который выполнял роль организатора всей работы Верховного Совета. Усилилась контрольная деятельность Верховных Советов СССР и союзных республик и законотворческая деятельность Верховных Советов союзных республик.

В 1962 г. была создана система партийно-государственного контроля. Система возглавлялась Комитетом партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР. На местах образовывались комитеты партийно-государственного контроля и группы содействия. Задачи КПГК и его местных органов определялись следующим образом: оказание помощи партии и государству в выполнении Программы КПСС, организации систематической проверки исполнения директив партии и правительства, в борьбе за всемерный подъем социалистической экономики, соблюдении партийной и государственной дисциплины и социалистической законности.

В декабре 1965 г. контрольные органы были переименованы в органы народного контроля. В декабре 1968 г. правительство утвердило Положение об органах народного контроля, в систему которых вошли Комитет народного контроля СССР; комитеты союзных и автономных республик, краев, областей, автономных областей и округов, районов, городов; группы народного контроля при поселковых и сельских Советах, на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях. После принятия новой Конституции в ноябре 1979 г. Верховным Советом СССР был утвержден Закон о народном контроле, определявший функции и структуру органов народного контроля.

Система правоохранительных органов была приведена в соответствие с Конституцией 1977 г. В конце 1979 г. были приняты новые законы СССР: о Верховном суде СССР, о Прокуратуре СССР, о Государственном арбитраже в СССР, об Адвокатуре в СССР. В июне 1980 г. были внесены соответствующие изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве.

Верховный суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет. Его основными задачами являлись: надзор за деятельностью всех судов, обобщение судебной практики, дача разъяснений по применению законодательства.

Законом о прокуратуре расширялась сфера применения прокурорского надзора: в нее были добавлены государственные комитеты, исполнительные и распорядительные органы местных Советов. С 1979 г. стали образовываться также коллегии Главной военной прокуратуры, прокуратур автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей.

В систему арбитражных судов входили: Государственный арбитраж, арбитражи союзных республик, арбитражи автономных республик, краев, областей, города, автономных областей и округа. Арбитражные органы действовали в соответствии с Законом об арбитраже, Правилами рассмотрения хозяйственных споров и Положением о Госарбитраже при Совете Министров СССР.

В соответствии с Законом об адвокатуре и республиканскими положениями об адвокатуре создавались коллегии адвокатов - объединения на добровольных началах лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. На адвокатов возлагалось осуществление следующих задач: защита обвиняемого, представительство интересов потерпевшего, истца, ответчика, участие в рассмотрении дел в суде и на предварительном следствии, оказание юридической помощи гражданам и организациям в виде консультаций.

В 1960 г. было упразднено МВД СССР, его функции передавались МВД союзных республик. В 1962 г. они были переименованы в министерства охраны общественного порядка. В 1966г. в целях обеспечения единого руководства деятельностью органов правопорядка в борьбе с преступностью было создано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР. В ноябре 1968 г. оно было преобразовано в Министерство внутренних дел СССР (МВД СССР).

Развитие права в период замедления темпов общественного развития условно можно разделить на два периода:

первый - начиная с середины 50-х годов до принятия Конституции 1977 г. ;

второй - начиная со времени принятия Конституции СССР 1977 года по 90-е годы.

В середине 50-х были предприняты меры, направленные на приостановление правового беспредела, продолжавшегося с середины 30-х годов.

Развитие права шло по двум основным направлениям:

по линии восстановления законности и ликвидации ее нарушений во всех областях государственной и хозяйственной жизни;

по линии дальнейшего развития основных принципов и положений Советского права.

Восстановление и укрепление законности потребовали ликвидации некоторых государственно-правовых институтов и отмены отдельных правовых норм. Были упразднены т. н. особое совещание и тройки, отменено Постановление ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года о порядке ведения дел о террористических организациях и террористических актах против работников Советской власти, отменены законы о сельскохозяйственном налоге.

Если смотреть в общем плане, то о развитии права свидетельствуют:

некоторые меры по развитию советской демократии и расширение прав союзных республик;

попытка восстановить коллективные формы руководства, возрождение т. н. ленинских норм в партийной и государственной жизни;

попытка перестройки управления промышленностью, строительством и с/х;

изменение политики заготовки с/х продуктов.

В середине 60-х годов была начета работа по новой кодификации советского законодательства. В ходе общего упорядочения советского законодательства были разработаны и изданы:

основы законодательства СССР и союзных республик и общесоюзные законы;

республиканские кодексы и законы в соответствии с общесоюзными;

хронологические собрания законодательства и систематические собрания действующего законодательства.

Начата работа по созданию Свода Законов СССР и Сводов законов союзных республик. Приняты Конституции 1977 и 1992 годов.

Вопросы кодификации советского законодательства занимали большое место в работе Верховного Совета СССР 7 созыва (1966-1970 гг.).

В июне 1968 г. были приняты Основы Законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье.

В декабре 1968 г. - Основы земельного законодательства СССР.

В июле 1969 г.

Основы исправительно-трудового законодательства

Положение о предварительном заключении под стражу.

В 1969 г. Всесоюзный съезд колхозников принял примерный устав колхоза, который затем был утвержден ЦК КПСС и СМ СССР.

В 1970 г. Верховный Совет утвердил Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (до 1970 г. общесоюзного КЗоТ не было).

В 1969 г. приняты Основы законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении; о народном образовании.

В декабре 1970 г. были приняты Основы водного законодательства.

В 1976 году был принят Закон об охране и использовании памятников истории и культуры.

В 1975 г. утверждены Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах.

В 1977 г. были приняты основы лесного законодательства.

Принятие в 1977 г. Конституции СССР стимулировало дальнейшее развитие права. Президиум ВС СССР в декабре 1977 г.

Принял специальное постановление о приведении законодательства в соответствии с конституционными нормами.

В 1978-1985 гг. появились законодательные акты, существенно обновившие советское законодательство. Условно их можно разделить на несколько групп.

Часть законодательных актов детализировали конституционные положения о правах советских граждан, расширяли участие трудящихся в управлении производством:

Закон о гражданстве СССР (1978 г.);

Основы жилищного законодательства СССР и союзных республик (1981 г.);

Закон о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении

предприятиями, учреждениями и организациями (1983 г.).

Вторая группа законодательных актов была нацелена на развитие и совершенствование органов государственной власти и управления, охрану государственных интересов СССР, регламентации правового положения иностранных граждан в СССР. К ним относятся:

Законы "О выборах в Верховный Совет СССР" (1978 г.);

"О Совете Министров СССР" (1978 г.);

"Об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, советов народных депутатов автономных областей и автономных округов" (1980 г.);

"О правовом положении иностранных граждан в СССР" (1981 г.);

"О государственной границе СССР" (1982 г.).

К третьей группе следует отнести правовые акты, определяющие полномочия, формы и методы работы правоохранительных органов, в т. ч. законы:

"О Верховном Суде СССР" (1979 г.);

"О прокуратуре СССР" (1979 г.);

"Об адвокатуре СССР" (1979 г.);

"О народном контроле СССР" (1979 г.);

"О государственном арбитраже СССР" (1979 г.);

"Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных нарушениях" (1980 г.) и др.

В отдельную группу можно выделить Законы детализирующие положения Конституции СССР об охране окружающей среды, в т. ч. законы:

"Об охране атмосферного воздуха" (1980 г.);

"Об охране и использовании животного мира" (1980 г.).

Отдельно следует сказать о создании Свода законов СССР. ЦК КПСС, Президиум ВС СССР и СМ СССР 2 сентября 1976 г. приняли постановление о создании комиссии по разработке Свода Законов СССР. Его издание планировалось в 1981-1985 гг. в качестве официального издания Президиума ВС СССР и СМ СССР.

В 1986 г. была завершена работа по изданию Свода законов Союза ССР, в который вошли 1367 законодательных актов и постановлений Правительства СССР, из них 350, изданных после принятия Конституции 1977 г.

В ходе подготовки Свода 1,5 тыс. законодательных актов были признаны частично или полностью утратившими силу, во многие внесены изменения и дополнения.

Свод законов состоял из 7 разделов:

Об общественном и государственном устройстве.

О социальном развитии и культуре - социально-экономических правах граждан.

О рациональном использовании и охране природных ресурсов.

О народном хозяйстве.

О международных отношениях и внешних экономических связях.

Об обороне страны и охране государственных границ.

О правосудии, прокурорском надзоре и охране правопорядка.

9 января 1986 г. Президиум ВС СССР и СМ СССР приняли постановление "Вопросы обновления Свода законов СССР", в котором предусматривалось периодическое обновление материалов Свода законов СССР (в 1986 г. - по состоянию на 1 января, 1987-1988 гг. - не реже одного раза в полугодие, в последующие годы - ежеквартально).

Создание Свода законов СССР и союзных республик было призвано служить базой для укрепления законности, дисциплины, правопорядка в стране, а также для дальнейшего развития права.

В 60-е годы происходит заметное усиление нормотворческой деятельности государства, принимаются ряд общесоюзных законов. На новую ступень поднимается уровень кодификации советских законов в таких отраслях, как гражданское, уголовное и процессуальное право.

Еще по теме Советское право в послевоенные годы и период “застоя” (1945 -1985 гг).:

  1. 2.2 Основные направления денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов
  2. Тема 6 ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В БССР В ДОВОЕННЫЙ ПЕРИОД И В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
  3. Тема 34. Основные изменения в отраслях права в послевоенный период
  4. ОСОБЕННОСТИ СОВЕТСКОГО ПРАВА И ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА B ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. СЕМЕЙНО-БРАЧНОЕ ПРАВО ПО УКАЗУ ПВС CCCP OT 8 ИЮЛЯ 1944 r.
  5. Советское государство 20-х годов напоминало современные развивающиеся страны
  6. Н. Б. МУХИТДИНОВ О МЕСТЕ ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНОГО И ПРИРОДОРЕСУРСОВОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ СОВЕТСКОГО ПРАВА
  7. 41. РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ.
  8. Периодизация истории отечественного государства и права.
  9. Советское право в послевоенные годы и период “застоя” (1945 -1985 гг).
  10. Развитие российского законодательства о соотношении объектов авторского права и товарных знаков в период до 1917 г.
  11. § 1.3. Западноевропейская наука международного права о справедливой войне в период после Гуго Гроция

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

Период охватывающий десятилетия с середины 50-х годов до середины 80-х, отмечен процессом замедления темпов общественного развития. В предшествующий послевоенный период восстановления народного хозяйства произошла смена форм правления государством; с авторитарно-тоталитарного режима Сталина был осуществлен переход к "коллективному руководству".

Несмотря на развенчание культа личности Сталина, волюнтаризм в сфере управления продолжается. Один за другим проваливаются политические и экономические программы, составленные без глубокого анализа состояния общества и экономики.

Определенное развитие получает право, пополняя пробелы в нормотворческой деятельности государства в годы авторитарно-тоталитарного режима.

Целью лекции является рассмотрение основных моментов в развитии государственного аппарата СССР и главных направлений развития права.

1. Развитие органов государственной власти и управления в период замедления темпов общественного развития

К середине 50-х годов насущной задачей общественной жизни стали развитие демократии, укрепление конституционных норм, повышение роли Советов и упрочение их связи с массами.

В предшествующий период, как было отмечено на ХХ съезде КПСС:

* не соблюдался принцип коллегиальности;

* сессии Советов созывались нерегулярно, нарушались сроки созыва съездов;

* депутаты не отчитывались перед избирателями и т.д.

По сути дела это означало, что СССР был превращен в тоталитарное государство с авторитарной формой правления.

В 1957 г. ЦК КПСС принял постановление "Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся", в котором были намечены меры по улучшению работы Советов.

В 1957-1960 гг. в союзных республиках были приняты новые положения о местных Советах депутатов трудящихся, в которых регламентировались их права и обязанности, порядок деятельности.

В конце 1962 г. была проведена реорганизация Советов. В большинстве краев и областей были созданы по 2 Совета депутатов трудящихся - промышленный и сельский, которым были подчинены промышленный и сельский районы.

Разделение Советов было осуществлено с целью улучшения управления народным хозяйством на местах. На практике это разделение ожидаемых результатов дать не могло. Поэтому в соответствии с решением ноябрьского 1964 года Пленума ЦК КПСС Президиум ВС СССР своим Указом восстановил единые Советы.

После принятия Конституции СССР 1977 г. в апреле-мае 1978 г. приняты новые основные законы союзных и автономных республик. Конституция РСФСР была принята 12 апреля 1978 г.

Конституция СССР 1977 г. создала некоторые необходимые предпосылки для совершенствования хода общественного развития страны. Но реализовать заложенные конституцией возможности не удалось. На рубеже 70-8-х годов в обществе продолжались застойные процессы, множились нерешенные проблемы и трудности. Существенно ослабла система экономических инструментов власти и управления, образовался механизм торможения социально-экономического развития.


В числе сдерживающих факторов следует отметить:

* недостатки функционирования инструментов социалистической демократии;

* несоответствие политических и теоретических установок реальностям жизни общества;

* консерватизм механизма управления;

* волюнтаризм в определении основных направлений развития экономики

Усиление тенденций замедления темпов общественного развития в конце 50-х - начале 60-х годов посекундно осознавалось руководством страны. Вероятно поэтому, этот период отмечен поисками наилучшего сочетания территориального и отраслевого принципов управления, что выразилось в реорганизации системы управления.

В связи с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 14 октября 1954 года "О существенных недостатках в структуре министерств и ведомств СССР и мерах по улучшению государственного аппарата" в 1957 году было произведено разукрупнение министерств.

В 1957 году отраслевой принцип управления был заменен территориальным. Вся страна была разделена на 105 экономических административных районов. В каждом из них СМ союзной республики создавался Совет народного хозяйства (СНХ), который руководил предприятиями и стройками. Совнархозы сыграли определенную положительную роль:

* сблизили управление к производству;

* способствовала кооперированию производства в пределах экономических районов. Однако недостатком этой системы было то, что:

* управление отраслью промышленности было раздроблено;

* стали нарушаться производственные связи между предприятиями.

В соответствии с решениями сентябрьского 1965 г. Пленума ЦК КПСС 2 октября 1965 года ВС СССР принял Закон "Об изменении системы органов управления промышленностью". СНХ были упразднены. Для управления промышленностью стали создаваться ряд общесоюзных и союзно-республиканских министерств.

Принцип отраслевого и межотраслевого управления было закреплено Конституцией 1977 г. (ст.135).

Следует отметить, что имевшие некоторые успехи в науке и технике, в т.ч. военно-космической промышленности, были достигнуты прежде всего за счет низкого уровня благосостояния народа, особенно колхозного крестьянства. И без того незначительные капиталовложения в сельское хозяйство в ходе исполнения бюджета, перераспределялись в пользу других отраслей. Сельское хозяйство приходило в упадок.

Сельскохозяйственная продукция у крестьян изымалась через колхозы по низким, установленным государством, ценам. В этих условиях наметилась тенденция массового ухода сельского населения в города.

Мартовский 1965 г. Пленум ЦК КПСС принял постановление "О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства СССР", в котором указал (точнее будет, если сказать признал) серьезные недостатки в руководстве сельским хозяйством.

В марте ЦК КПСС и СМ СССР приняли Постановление "О повышении роли министерства сельского хозяйства СССР в руководстве колхозным и совхозным производством". 24 мая 1982 г. СМ СССР принял постановление "Об улучшении управления сельским хозяйством и другими отраслями агропромышленного комплекса", по которому предполагалось создание органов управления районным агропромышленным объединением, а также создать аналогичные органы управления в областях, краях, АССР и ССР.

Обобщая работу органов государственного управления в этот период следует отметить, что все народнохозяйственные программы 60-80-х годов были одна за другой провалены. А положение в с/х за полвека практически мало в чем изменилось.

В декабре 1958 года в соответствии с Основами законодательства о судоустройстве Союза ССР участковая система народных судов была заменена единым народным судом города или района. Срок полномочий был увеличен с 3 до 5 лет. Народные заседатели стали избираться на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян, а военнослужащие - на общем собрании воинской части.

Была установлена подотчетность народных судей перед избирателями, всех других судов - перед Советами. Основы предусматривали образование Пленумов Верховного Суда союзных республик, что обеспечило более квалифицированное руководство деятельностью судов.

Законом от 25 декабря 1958 года было утверждено Положение о военных трибуналах. Они входили в единую систему судов, применительно к организационной структуре армии.

Надзор за судебной деятельностью и руководство военными трибуналами осуществлялось непосредственно Военной Коллегией Верховного Суда СССР и Пленумом Верховного Суда СССР.

За незначительными изменениями такое судоустройство сохранилось до распада союзного государства.

Таким образом, изменения в органах государственной власти в рассматриваемый период связаны с:

* восстановлением съездов Советов, СССР - как высшего органа государственной власти;

* введением института президентства в СССР.

В 90-е годы союзное государство распалось на независимые государства.

В Российской Федерации была упразднена советская система органов государственной власти, введен институт президентства.

Систему современных органов государственной власти РФ изучает дисциплина "Государственное право и государственное управление".

1. Основные противоречия экономического и политического развития СССР в 1970-е – первой половине 1980-х гг.

2. Противоречивость внешней политики СССР в 1970-е – первой половине 1980-х гг.

Основные противоречия экономического и политического развития СССР в 1970-е – первой половине 1980-х гг.

С отставкой Н.С. Хрущева и приходом к власти Л.И. Брежнева завершает­ся процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились пре­образования. Начался отход от курса десталинизации. В печати прекратилась критика культа личности Сталина, разоблачение беззаконий сталинского режи­ма. Вновь была ужесточена цензура. Ограничивался доступ к источникам ин­формации, 70-е -начало 80-х годов в СССР являются периодом "застоя", для ко­торого характерен умеренно-консервативный курс в политике и идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности руководства страны была разра­ботанная в конце 60-х годов концепция "развитого социализма", который тракто­вался как обязательный этап на пути к коммунизму. Коммунистическая перспек­тива не подвергалась сомнению, а существовавшие в обществе недостатки и кризисные явления рассматривались как результат неизбежны: в процессе его развития противоречий. Для периода застоя характерно принятие правительст­вом большого количества законов, но поскольку между этими законами и реаль­ной жизнью наблюдался существенный разрыв, эти законы никто не спешил вы­полнять. В области теории социализма господствовал догматизм; идеологи вме­сто пропаганды идеи коммунизма -осуществляют пропаганда достигнутого уров­ня социализма. В 70-х - начале 80-х годов интенсивно росла численность обще­ственных организаций, но повседневная работа всех структур государственной власти в центре и на местах продолжала оставаться под жестким партийным контролем. Начинается постепенное разложение партийно-государственного ап­парата и его смыкание с теневой экономикой. В начале 70-х годов реформа 1965 года постепенно была свернута министерствами. На рубе­же 70-х,-80-х годов начали проявляться серьезные диспропорции в структуре промышленности СССР. Попытки перевести промышленность на интенсивные методы закончились неудачно. Стал сокращаться приток трудовых ресурсов, увеличивались расходы на развитие оборонных отраслей, значительно отставал научно-технический прогресс. Темпы роста экономики в начале 80-х годов резко упали. Параллельно с государственной появилась так называемая теневая эко­номика. Ее развитию сопутствовали беззакония и коррупция. Социалистическая экономика оказалась настолько неэффективной, что не могла обеспечить насе­ление страны всей необходимой продукцией. Образовался тотальный дефицит на большинство товаров широкого потребления. Для номенклатуры появились спецраспределители.



В стране возникает оппозиционное движение, оно состояло из движения правозащитников и движения национали­стов в республиках СССР. Правозащитники (иначе их называли диссиденты) стремились к улучшению существующей системы (в частности, выступали за со­блюдение прав человека а СССР), а позднее стали выступать за отказ от поли­тической системы страны. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации, обращения в адрес руководителей страны. Диссидентами была налажена публикация литературных произведений, запрещенных в стране. Представители диссидентского движения подвергались преследованиям, их са­жали в тюрьмы, психиатрические лечебницы, высылали за рубеж. Среди дисси­дентов были видные ученые и деятели культуры: физик А.Д. Сахаров, писатель А.И. Солженицын, историк Рой Медведев. Участники националистических дви­жений в республиках СССР выступали за сохранение национальной самобытно­сти, национальных традиций, позднее -за выход своих народов из состава СССР.

Противоречивость внешней политики СССР в 1970-е – первой половине 1980-х гг.

Единственным исключением из периода "холодной войны" явились 70-е годы (период "разрядки"). Достижение паритета СССР и США по числу межкон­тинентальных ракет заставил государства приступить к переговорам. В 1972г. был заключен договор ОСВ-1, который ограничивал для обеих сторон число ра­кетоносителей. Затем был заключен договор ОСВ-2. В 1972г. был урегулирован вопрос вокруг Германии: ФРГ признавала ГДР, оба государства вступали в ООН. Были признаны послевоенные границы в Европе. Пиком периода разрядки яви­лось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975г.) лидеров 33 европейских стран, США и Канады. Подписанные там документы ут­верждали 10 принципов во взаимоотношениях государств - участников Совеща­ния. В конце 70-х годов между Востоком и Западом вновь усиливается противо­стояние. Смертельный удар разрядке был нанесен интервенцией советских войск в Афганистан в 1979г.

Кардинальные перемены во внешнеполитическом курсе СССР происходят в период "перестройки". М.С. Горбачев выдвигает новые принципы внешней политики: отказ от вывода о расколе мира на противоположные системы (капиталистическую и социалистическую); способ решения международных вопросов - не баланс сил двух систем, а баланс их интересов; признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми. Конкретные мероприятия СССР подтверждали его готовность сле­довать этим принципам: объявлен мораторий на испытание ядерного оружия, стали выводиться советские войска из Афганистана, ГДР и других стран, началась конвер­сия военного производства и сокращение вооруженных сил. СССР отказался от дик­тата по отношению к социалистическим странам. "Перестроечные" процессы в СССР привели к массовым выступлениям в этих странах за восстановление демократиче­ских свобод. Осенью 1989г. во многих странах Восточной Европы происходят "бар­хатные революции", которые устранили коммунистические правительства и способ­ствовали уничтожению социализма в этих государствах. ГДР в 1990г. объединяется с ФРГ. Социалистическое содружество распалось. Новый внешнеполитический курс СССР благоприятствовал преодолению последствий "холодной войны", ликвидации неприязни и недоверия в его отношениях с другими государствами.

СССР в период перестройки (1985 – 1991 гг.)

В годы "перестройки" М.С. Горбачева происходят коренные перемены в условиях развития производства и методах управления экономикой. Первона­чально была поставлена задача ускорить социально-экономическое развитие страны, которое могло быть следствием использования достижений науки и тех­ники, децентрализации управления, расширения прав предприятий, внедрения хозрасчета, укрепления порядка и дисциплины. В 1987г. была принята реформа в области экономики, главная направленность которой заключалась в переходе от преимущественно административных к экономическим методам управления производством. Но несмотря на все принятые меры, кризис все больше охваты­вал народное хозяйство. В конце 80-х годов была признана необходимость раз­вития рыночных отношений. Разрешалась индивидуальная трудовая деятель­ность, создание кооперативов, широкими правами наделялись предприятия, стали появляться коммерческие и кооперативные банки, расширилось привле­чение в экономику иностранных инвестиций, на селе возникли фермерские и ча­стные крестьянские хозяйства. Но экономическая реформа не улучшила поло­жение дел в народном хозяйстве. В 1989-1990 гг. резко сократились темпы роста производства продукции, увеличились размеры дефицита госбюджета, росла безработица, начались социальные конфликты (забастовки шахтеров). Вместо одной государственной формы собственности в стране появилось несколько форм собственности; это привело к появлению новых социальных групп населе­ния.

Кардинальные перемены в политической системе СССР начинаются с приходом к руководству КПСС М.С. Горбачева. Он осуществляет "перестройку" (1985-1991 гг.), которая привела к демократизации страны. Политика "гласности" ввела свободу слова, печати, митингов и демонстраций. Стали возникать обще­ственные движения, которые позднее переросли в политические партии. Это по­служило основой для формирования многопартийной системы в стране. Форми­рованию многопартийности способствовала отмена в 1990г. 6 статьи Конститу­ции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. Начинается новый этап реа­билитации репрессированных людей и целых народов в сталинское время. Ра­дикально меняется отношение к религии и верующим людям. Создаются новые органы власти: пост президента, съезд народных депутатов СССР, из состава которого формировался постоянно действующий Верховный совет. Выборы в советы стали проводиться на альтернативной основе. "Перестройка" М.С. Гор­бачева привела к следующим результатам:

2. завершился советский период в развитии России и период строитель­ства коммунизма;

3.произошел распад СССР - некогда огромного многонационального госу­дарства;

4. возникло 15 самостоятельных республик, многие из которых развива­ются как демократические государства,

Распад СССР произошел в декабре 1991 года.

Российская федерация на современном этапе.

Все вопросы, стоявшие перед суверенной Россией в 90-е годы, сводились к двум крупным проблемам: вывести страну из экономического кризиса и про­должить демократические преобразования общества.

Для выхода из экономического кризиса правительство страны осуществ­ляет переход на рыночные методы хозяйствования. Объявлялось о переходе к рыночным ценам, проведении приватизации, земельной реформы с правом куп­ли-продажи земли, реформировании банковской системы и т.д. В январе 1992г. была проведена либерализация цен. Если до этого цены на все виды продукции устанавливало государство, то теперь они формировались под влиянием спроса и предложения на рынке. Либерализация имела два важных последствия: неко­гда пустые магазины стали стремительно наполняться разнообразными товара­ми, но в то же время стали очень быстро расти цены на товары и услуги: уже к концу 1992 г. они выросли в 100-150 раз (при ожидаемом уровне в 3-4 раза). На­чалась инфляция, снизился уровень жизни населения: в 1994г. он составил 50% от уровня начала 90-х годов. С конца 1992г. началась приватизация государст­венной собственности. К осени 1994г. она охватила треть промышленных пред­приятий и две трети предприятий торговли и услуг. Первый этап ее проводился на основе приватизационных чеков, бесплатно выданных всем гражданам Рос­сии; с осени 1994г. начинается второй этап приватизации - свободная купля-продажа частных и акционерных предприятий на биржах по рыночному курсу. Происходило преобразование колхозов в производственные паевые товарище­ства и фермерские хозяйства. Однако экономический кризис продолжал углуб­ляться, до конца 90-х годов производство сокращалось и только в конце 1999г. наметился небольшой подъем экономики.

В 90-е годы продолжалась демократизация России. Реальными стали пра­ва и свободы граждан, сформировалась многопартийная система, выборы стали носить реальный характер и осуществляться на основе конкуренции нескольких кандидатов на пост. Главой исполнительной власти стал избираемый всенарод­ным голосованием президент. Высшей судебной инстанцией является Конститу­ционный суд РФ.

Осенью 1993г. происходит конституционный кризис: столкновение испол­нительной и законодательной власти страны. Все недовольные проводимыми реформами в России объединились вокруг Верховного Совета РФ и выступили против президента Б. Н. Ельцина, олицетворявшего новый курс страны. 2-3 ок­тября 1993г. оппозиция организовала в Москве демонстрации, предприняла штурм мэрии и Останкинского телецентра. В столицу были введены войска, вы­ступление оппозиции оказалось подавленным, а Верховный Совет был распу­щен. Конституционный кризис осени 1993г. имел ряд последствий.

1. в России оформилась президентская республика (в отличие от парла­ментской республики);

2. произошла десоветизация страны, Советы были упразднены как органы власти; десоветизация страны, после ее декоммунизации 1991г. в результате подавления путча ГКЧП и роспуска КПСС, поставила последнюю точку в процесс разрушения коммунистического режима, советской формы власти, созданной большевиками;

3. создан новый высший законодательный орган России - Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат: верхней - Совет Федерации и нижней -Государственной Думы. Уже 3 раза в Государственную Думу проводились выбо­ры (в 1993, 1995 и 1999 годах) на многопартийной основе. Победившие партии создают в Думе свои фракции, наиболее крупными из них являются фракции КПРФ, «Яблоко», ЛДПР и др.

Одной из сложных проблем внутренней политики России является нацио­нальный вопрос. Особо он обострился на Северном Кавказе. Сепаратистское движение в Чечне привело к необходимости введения федеральных войск на территорию этой республики. Результатом этого явились две чеченские войны:

в 1994-1996 гг. и в 1999-2000гт. Чеченская республика осталась в составе еди­ной Российской федерации.

Внешнеполитический курс РФ носит мирный характер, он направлен на сохранение территориальной целостности и независимости страны и на под­держание дружественных отношений со всеми странами мира. Россия добилась признания себя в качестве правопреемницы СССР в ООН, а также помощи за­падных стран в проведении курса реформ. Важное значение придается разви­тию отношений со странами СНГ (Содружество Независимых Государств), куда кроме России входит еще 11 бывших советских республик. Российское прави­тельство стремилось сохранить интеграционные связи между ними. Отношения между бывшими советскими республиками осложняются вопросами, связанными с разделом имущества бывшего СССР, неурегулированным, в некоторых случа­ях, пофаничным вопросом, а также дискриминацией русскоязычного населения в ряде республик.

Преобразования, происходящие в России в 90-е годы XX века - это по­пытка возврата на европейский путь развития после большевистского (азиатско­го) периода существования.

Материал для лекции «Современная Россия». (в процессе разработки)

Россия в конце XX - начале XXI в.

Выбор редакции
Перегрев двигателя автомобиля – проблема, с которой может столкнуться каждый водитель. В этой статье мы можем узнать: - как вовремя...

Часто причиной неисправности картриджа становится износ его основных компонентов - фоторецепторного барабана, чистящего лезвия,...

Вконтакте ОдноклассникиЛазерный картридж состоит из отделения отработанного тонера и тонерного отсека. В состав отделения для...

Тем, кто разочаровался в растворимом кофе со стиков но не может обойтись без бодрящего чарующего напитка, пора обзаветись собственной...
Представьте, что вы первый раз столкнулись с необходимость разработки сайта. Как ничего не забыть по дороге и уже на начальном этапе...
Компания ИнжПласт занимается поставками трубы Корсис уже много лет, напрямую сотрудничая с заводом-производителем, а значит цена труб...
Требует предварительного расчета нагрузки общей массы конструкции на каждый элемент опоры. От этих данных зависит расстояние между...
Бетонный пол в бане является хорошей альтернативой деревянному, особенно в мокрых помещениях под укладку плитки. Конечно по времени и по...
Кирпич как универсальный строительный материал известен человечеству уже много веков. Этот кладочный камень имеет вид прямоугольного...