Блочно-модульный подход к проектированию образовательного процесса на основе образовательной программы детского сада. Что такое модульная форма обучения? Что означает модуль в доу


Модульное обучение, общие положения которого были сформулированы в конце 60-х годов ХХ в. в США, возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе многие прогрессивные идеи, накопленные в педагогической теории и практике.

Модульное обучение – это инновационный вид обучения, основанный на деятельностном подходе и принципе сознательности (осознаются программа обучения и собственная траектория учения), характеризующийся замкнутым типом управления благодаря модульной программе и модулям.

Модульная программа – это дидактическая парадигма, состоящая из модулей, каждый из которых имеет определенные деятельностные дидактические цели. Достижение целей обеспечивается конкретным объемом содержания учебного материала, при этом усвоение материала диагностируется конкретными заданиями.

Модуль (учебный модуль ) – организационно-методическая структура учебной дисциплины, включающая дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала, методическое руководство и систему контроля.

На современном этапе модульное обучение является одним из наиболее целостных и системных подходов к процессу обучения, обеспечивающим высокоэффективную реализацию дидактического процесса. Отличительными особенностями модульного обучения являются:

· обязательная проработка каждого компо­нента дидактической системы и наглядное иллюстрирование его в модульной про­грамме и модулях;

· четкая структуризация содержания обучения, последовательное изложение теоретическо­го материала, обеспечение учебного процес­са дидактическими материалами и системой контроля усвоения знаний, позволяющими корректировать процесс обучения;

· вариативность обучения, адаптация учебно­го процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.

Целью модульного обучения является создание наи­более благоприятных условий для развития личности обучаемого путем обеспечения гиб­кого содержания обучения, приспособление дидактической системы к индивидуальным возможностям, запросам и уровню базовой подготовки обучаемого посредством организа­ции учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе.

Сущность модульного обучения состоит в от­носительно самостоятельной работе обучае­мого по освоению индивидуальной програм­мы, составленной из отдельных модулей (мо­дульных единиц). Каждый модуль представ­ляет собой законченное профессиональное дей­ствие, освоение которого идет по операциям-шагам (рис. 11).

Модульной программой реализуется комп­лексная дидактическая цель, включающая в себя интегрирующие дидактические цели, достижение каждой из которых обес­печивает конкретный модуль. Содержание модуля структурируют на учебные элементы (УЭ), которым соответствуют частичные дидактические цели, при этом каждый учебный элемент должен соотноситься с определенным функциональ­ным элементом профессиональной деятельности.


Рис. 11. Структура модульной программы

Дидактическая система модуля обучения прогнозируется, проектируется и осуществляется на основе общих и специфических научных принципов. При проектировании модульной программы необходимо учитывать следую­щие общие принципы :

· компоновка содержания учебного процесса вокруг базовых понятий и методов;

· систематичность и логическая последовательность изложения учебного ма­териала;

· целостность и практическая значимость содержания;

· наглядность представления учебного материала.

К специфическим принципам проектирования модульной программы отно­сятся следующие (рис. 12).

Рис. 12. Специфические принципы проектирования модульной

программы

В соответствии с принципом модульности обучение должно строиться по отдельным модулям как основным средствам усвоения обучающимися учебной информации о предполагаемой профессиональной деятельности. Выделение модулей происходит в соответствии с содержанием деятельности специалистов, а усвоение знаний, умений и навыков - строится через систему действий.

Принцип структуризации требует разделения учебного материала модуля на структурные элементы-шаги, перед каждым из которых ставится конкретная дидактическая цель, а содержание обучения представляется в объеме, обеспечи­вающем ее достижение.

Принцип динамичности обеспечивает вариативность модульных программ, из­менение их с учетом динамики востребуемых профессий и профессиональной специализации обучаемых.

Принцип гибкости определяет построение модульных программ таким обра­зом, чтобы они легко адаптировались к изменяющимся научно-техническим и социально-экономическим условиям, к индивидуальным запросам и уровням подготовки обучаемых.

Принцип паритетности предполагает субъект-субъектные отношения между педагогом и обучаемыми.

Принцип реализации обратной связи способствует созданию системы контро­ля и самоконтроля, коррекции и оценки успешности изучения учебного матери­ала модуля.

Принцип осознанной перспективы подчеркивает, что условием успешности обучения являются сформированная профессиональная мотивация учения, осознание его близких и дальних перспектив.

В теории и практике модульного обучения выде­ляют два подхода : предметно-деятельностный; системно-деятельностный.

На основе этих подходов разрабатываются различные концепции подготовки специалистов, в которых процесс обучения или целиком, или в рамках конкрет­ного предмета (предметов) ориентирован на последовательное усвоение обуча­емыми элементов профессиональной деятельности и содержания модульной об­разовательной программы. Модульные образо­вательные программы имеют различный состав и структурное построение, могут быть представлены в различных формах, но три основных компонента включаются обязательно: целевая содержательная программа; банк информации; методические руководства для обучаемых.

В контексте предметно-деятельностного подхода проектирование модульной образовательной программы осуществляется по следующему алгоритму:

1) анализ профессиональной деятельности специалиста, его умений и навыков;

2) определение перечня дисциплин, их содержание, необходимое для обучения конкретной профессии;

3) формирование модульной образовательной программы, включающей блочный учебный план и комплект модульных программ учебных предметов.

Модульный учебный план – это модель содержания образования, состоящая из образовательных блоков (гуманитарного, общенаучного, общетехнического, профессионального), структурированных на дисциплины профессионально-обязательные, дисциплины по выбору и факультативы.

В основе модульных программ профессио­нально-обязательных учебных предметов ле­жат модули, представляющие собой профес­сионально значимые действия. Для каждой модульной программы учебного предмета со­ставляется пакет обучающих модулей. Существуют три варианта составления па­кетов обучающих модулей:

а) применение разработанных и опубли­кованных в литературе обучающих модулей, их адаптация к конкретным условиям;

б) трансформация накопленного преподавателем учебного и методического материала в обучающие модули;

в) создание обучающих модулей на проектной основе.

Одним из вариантов системно-деятелъностного подхода к модульным технологиям является концепция профессионального обучения «Модули тру­довых навыков» (МТН-концепция), разработанная Международной организа­цией труда. Для МТН-концепции характерны:

1) ориентация на целостное обучение с отсутствием деления на учебные пред­меты;

2) реализация основных функций педагогики: координирующей, консультационной и кон­тролирующей;

3) адаптация к индивидуальным потребностям и возможностям обучаемого;

4) наличие свободного временного фактора.

Модульная программа МТН-обучения составляется на основе анализа деятельности специалиста, изучения ее содержания и структуры и пред­ставляет собой совокупность модульных блоков. Процесс проектирования модульных программ профессионального обучения конкретной профессии состоит из четырех этапов (табл. 6).

Достоинством МТН-программы является гибкость и вариативность, особенно актуальные в условиях рыночной экономики: при количественном и качествен­ном изменении рабочих мест, перераспределении рабочей силы, необходимости массового переобучения рабочих.

Ганюкова Валентина Михайловна
Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ

старший воспитатель Ганюкова В. М.

В условиях модернизации необходимы преобразования системы дошкольного образования. Целевые установки побуждают педагогов к определению противоречий и решению проблем, полету новых идей, исследованиям и экспериментированию, и как следствие, накоплению нововведений и продвижению инноваций. Педагоги нашего ДОУ находятся в постоянном поиске технологий позволяющих реализовать главный принцип дошкольной педагогики – обучение в процессе игры . А это возможно реализовать через идеи педагогики сотрудничества , раскрепощения детей. Результатом стало использование технологии проектирования и модульного принципа организации педагогического процесса в ДОУ . Данные технологии дают возможность реализовать современные требования к организации работы в ДОУ, опираясь на фундаментальные положения детской психологии и дошкольной педагогики . Педагогическое проектирование и модульный принцип образовательного процесса как деятельность , успешно осваивается нашими педагогами . Опыт проектирования находит отражение в проектировании образовательного процесса по разделам «экология» . Малыми творческими группами разработаны проекты, которые успешно используются в образовательном процессе . Это такие проекты как : «Солнечная система» , «Растения луга» , «Зимующие птицы» , «Обитатели уголка природы» , «Планета Земля» .Опыт проектирования как управленческой функцией нашего ДОУ нашел отражение в проекте сотрудничества с семьёй, в проекте «Здоровый ребенок – здоровое общество» (создание здоровьесберегающей среды на улице, проект по благоустройству территории ДОУ. Модульный принцип планирования образовательного процесса так же нашел отражение в работе педагогов . В результате комплекса методических мероприятий по изучению данной технологии были разработаны методические рекомендации «Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ » . Результатом стала разработка модулей «Хлеб – всему голова» , «Как мы выращивали лук» , «Вода – это жизнь» , «Неболейка» и др.

Дошкольное воспитание – сензитивный период в развитии ребенка. Задача детского сада заключается в том, чтобы обогатить речь ребенка и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности, зависимости, взаимовлияния, научить свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику, пробудить познавательные интересы. Дошкольное воспитание многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает учебная деятельность. На занятиях можно успешно развивать самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями, мобилизирует нравственно – волевые усилия в достижении учебно – познавательных целей, формируются навыки самооценки.

Ведущим видом деятельности в дошкольном воспитание является игра. Но к большому сомнению все больше времени стало уделяться обучению, так как по мнению родителей, результатом деятельности ДОУ становится готовность ребенка к обучению к школе.

Обучении и игра постепенно стали различаться, а это не соответствует возрастным особенностям дошкольников. Поэтому постоянно идут поиски путей объединения всех видов деятельности в единый педагогический процесс , так как это один из путей оптимизации соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности дошкольников. Одновременно повысился интерес к идеям педагогики сотрудничества .

Повсеместно появилась такая форма работы, как комплексное занятие. Однако оно не стало ведущей формой организации педагогического процесса в детском саду , поскольку зачастую объединение нескольких видов деятельности на одном занятии осуществлялось механически, без внутреннего логического обоснования.

В 1973 году директор НИИ дошкольного образования академик Н. Н. Поддьяков высказал идею модульного принципа организации педагогического процесса . При таком подходе структурной единицей педагогического процесса становится модуль занятий .

«Модуль » - отделяемая, относительно самостоятельная часть какой – нибудь системы, организации.

«Модуль занятий » - группа занятий по разным видам деятельности объединенных логической нитью (единым содержанием, сюжетом) .Рекомендации по составлению модулей занятий

Работа по составлению модуля начинается с выбора тематики и общей направленности, т. е. того центрального звена, вокруг которого будут выстраиваться все знания.

Затем решается вопрос о сюжете модуле . Ведь он служит объединяющим стержнем для всех занятий. Это может быть долгосрочная игра, переписка со сказочным персонажем, поиски клада, расколдовывание какого-то существа, работа кукольного ателье, подготовка к спектаклю и др. Большой притягательной силой обладают для детей живые объекты, поэтому они тоже могут служить в качестве основы, связующей все занятия между собой. Интересным поводом для организации модуля являются праздники , в том числе групповые : чаепитие, конкурс, выставка, КВН и др. Не меньшие возможности предоставляют и различные виды труда, исследовательская работа и другие интересные для ребят формы деятельности.

Сюжет позволяет сделать цель обучения понятной для детей – они знают, для чего проводится каждое занятие, где и как будут использованы результаты их работы. Это облегчает формирование целеполагания, деятельность детей приобретает целесообразность.

Наметив и разработав сюжет, необходимо особое внимание уделить «завязке» модуля . Она позволяет связать процесс обучения с реальной жизнью детей, той ситуацией, которая складывается в группе. Благодаря этому у детей создается впечатление, что их деятельность является не занятием, а игрой или любимым делом. Удачно выбранная завязка придает модулю целостность , а деятельности детей – необходимую целесообразность. Первое занятие, на котором реализуется завязка, является вводным.

Разрабатывая содержание модуля , необходимо стремиться, чтобы каждое занятие несло определенную функциональную нагрузку, существовала логическая связь между занятиями, одни и те же формы работы не повторялись, а были разнообразными, одно и то же дело не выполнялось разными методами. Например, в модуле «Весна нам поручила вырастить редис» для общения с Весной первый раз выбирается рисование, второй – гербаризация растений, третий – письмо, четвертый – посылка выращенного редиса. В модуле «Как Кеша стал лягушонком» при изучении размножения лягушек педагоги предлагали последовательно решать одну и ту же задачу разными методами : вначале нарисовать стадии развития амфибий, затем слепить их, потом сделать аппликацию. Технически это возможно, но такая избыточность утяжелит модуль , сделает его более длинным, затормозит динамику процесса познания и , в конечном итоге, надоест детям. Поэтому лучше избрать какой – то один метод.

Последнее занятие модуля становится заключительным и должно быть наиболее интересным. На нем подводят итоги проделанной работы, и организуют не в форме опроса, а в виде праздника, игры, конкурса, чаепития, бала – того дела, ради которого задумывался сюжет модуля и на котором все полученные детьми знания реализуются в неформальной обстановке.

Если модуль сконструирован удачно, дети охотно работают вместе с педагогом и даже не замечают , что занимаются разными видами деятельности. Тут реализуются все принципы педагогики содружества , осуществляется раскрепощение детей, в их жизнь вносится положительная эмоциональная окраска. Фактически, модуль в какой-то мере является спектаклем, в котором дети являются не зрителями, а участниками. Это – долгосрочная игра. Подавляющее большинство занятий становятся комплексными, интегрированными.

Полноценный модуль разработать непросто. Все его части должны быть скомпонованы на строго логической основе. Он призван передать детям определенную сумму знаний, но в то же время должен быть эмоционально насыщен и ориентирован не на подготовку к жизни, а на сегодняшнюю реальную жизнь маленького человека.

Педагогические условия работы на модульной основе

Готовые модули отличаются большой лабильностьюПедагогические условия работы на модульной основе

Готовые модули отличаются большой лабильностью. Работая с ними, педагог имеет возможность обозревать всю конструкцию в целом – от начала до конца, поэтому легко ориентируется в ней. Он сам решает, выполнить ли модуль целиком или от чего-то отказаться, провести все занятия компактно или растянуть на продолжительное время, использовать рекомендованное оборудование или заменить его другим. Таким образом, каждый воспитатель легко адаптирует готовые модули к наличным условиям своей группы.

Продолжительность модуля , количество включенных в него занятий, интервал между ними формальной регламентации не подлежат. Эти параметры определяются логикой построения педагогического процесса в данной группе , спецификой изучаемых понятий и замыслом педагога , возникающими жизненными ситуациями, не имеющими отношения к модулю .

Внедрение модульного принципа не означает отказа от программы, по которой работает конкретный детский сад. Напротив, роль основополагающего документа еще более возрастает. Каждый педагог

обязан выполнить стандарт, предусмотренный программой, с той разницей, что работа на модульной основе позволяет делать его не в виде «прямого обучения» , а легко, интересно, в виде игры.

Занятия, включенные в модуль , вписываются в сетку часов по каждому виду деятельности, поэтому они являются составной частью педагогического процесса и не увеличивают общую нагрузку детей. Исключение составляют короткие беседы, которые проводятся в свободное время.

Новый подход к планированию работы облегчает учет индивидуальных особенностей детей, позволяет развивать у них разнообразные способности и задатки. Это достигается за счет создания специализированных модулей , направленных на развитие тех или иных способностей – изобразительных, филологических, музыкальных, математических, трудовых, спортивных. В отличие от специализированных модули общего профиля не имеют определенной направленности. Все виды деятельности представлены в них примерно одинаково, ни один не занимает доминирующего положения.

В детских садах общеразвивающего вида соотношение модулей разной направленности примерно одинаково. В специализированных дошкольных учреждениях увеличивается удельный вес модулей , развивающих соответствующие способности. Однако и здесь общий уровень их сложности не должен превышать познавательные возможности детей.

При работе на модульной основе возрастает роль игры. Для талантливого ребенка игра имеет не меньшее, а может быть, большее значение, чем для «среднего» , так как создает большой простор для фантазии и творчества.

Часто возникает вопрос : сколько модулей можно вести одновременно? Лучше один, реже – два, в исключительных случаях – три, если они не перекликаются по тематике и не нарушают ритма работы группы. Попытка организовать всю работу на основе модулей нерациональна . Это приведет к сокращению свободной и трудовой деятельности детей, к выпаданию многих форм работы, которые являются нужными и важными.

Обучение детей на модульной основе имеет ряд преимуществ перед традиционной системой. Перечислим их :

Модульный принцип позволяет строить педагогический процесс на основе интеграции всех видов деятельности.

Педагогический процесс становится более экономичным, позволяет за небольшой отрезок времени решать несколько дидактических целей и задач.

Наличие сюжета способствует реализации принципа обучения в игре : играя дети не замечают, что обучаются.

Тот же фактор придает деятельности детей определенную значимость, поскольку знания становятся необходимыми в реальной жизни. Дети четко видят конечную цель обучения, и это облегчает формирование у них целеполагания.

Понимание значимости своей работы и удовлетворение от качества ее конечного результата создает у детей положительный эмоциональный настрой и желание выполнить действия лучшим способом.

Обучение на модульной основе способствует формированию оптимальных взаимоотношений детей между собой и с педагогом . Это облегчает переход от учебно – дисциплинарной к личностно – ориентированной модели обучения.

Отсутствие психологического давления на ребенка, его положительные эмоции, повышение эффективности образовательного процесса способствуют сохранению здоровья детей и создают основу для реализации любых здоровьесберегающих технологий.

Использование модульного принципа создает условия для реализации фасилитационного и холистического подходов к организации педагогического процесса . Фасилитация (от англ. Facilitate – создавать благоприятные условия) подразумевает создание условий, наиболее благоприятных для совместного с детьми достижения образовательных целей. Термин «холистический» (от англ. Whole – цельный) означает подход к обучению, опирающийся на единую, целостную работу обоих полушарий головного мозга. Такой подход широко используется в гуманистических моделях обучения, основанных на понимании уникальности и своеобразия каждой личности в качестве главной ценности.

Основной акцент смещается с сообщения знаний в готовом виде на стимуляцию собственной познавательной активности.

Помощь детям в личностном развитии основывается на теории мотивации американского психолога А. Маслоу, согласно которой каждой личности присуще стремление к саморазвитию и самореализации при удовлетворении разнообразных потребностей, выстроенных в определенной иерархической последовательности (физиологические, безопасности, потребности в любви и признании, в привязанностях, причастности к группе, интеллектуальные, творческие и эстетические).

Модульный принцип организации педагогического процесса позволяет реализовать пожелания многих специалистов об особенностях педагогической работы с детьми первых семи лет жизни.

Внедрение модульного принципа в практику работы ДОУ – дело не одного года. Модули могут стать структурной единицей целостного педагогического процесса только в том случае , если будет разработано их большое количество с разными дидактическими и воспитательными целями и задачами. Тогда у педагогов появится возможность конструировать педагогический процесс на основе оптимальной комбинации модулей разной направленности.

Описание

Цель исследования: проанализировать модульное обучение в системе дошкольного образования, разработать модули, апробировать их на практике и проверить его эффективность.

Введение
Глава I Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике
1.1 О российских программах дошкольного образования.
1.2 Переход к вариантности программного обеспечения работы дошкольных учреждений.
Глава II Модульный принцип организации как инновация в системе педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
2.1 Обновление дошкольного образования
2.2 Модульный принцип организации педагогического процесса в детском саду.
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Работа состоит из 1 файл

Изучение конкретных разработок технологии модульного обучения показало, что процесс конструирования образовательного модуля заключается в тщательном отборе учебного материала, достаточного для реализации педагогических задач. Модульный подход в обучении позволяет систематизировать и структурировать, а также рационально уплотнять содержательную часть педагогического процесса в необходимых пределах. В основе дидактической системы модульной технологии положены следующие принципы: блочность (порционность) в подходе к определению целей и содержания обучения; структурирование отобранного материалов отдельные компоненты; придание динамичности (посредством целеполагания, вычленения отдельных элементов); гибкость и универсальность модульных блоков; логичность, последовательность элементов содержания обучения. Обучающий модуль содержит в себе полный и достаточный комплект рекомендаций для достижения целей и задач обучения и воспитания.

Заключение

В процессе изучения инновационных технологий можно убедиться, что учебный процесс всем своим содержанием, организацией, характером деятельности педагога направлен не только на вооружение детей знаниями, но и на их разностороннее воспитание.

Многие годы дошкольное образование было ориентировано на обеспечении познавательного развития детей. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности.

Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, развитие, творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Работу можно условно разделить на три направления:

  1. Уверенность в себе;
  2. Чувства, желания, взгляды;
  3. Социальные навыки.

Первый раздел предполагает решение следующих задач: помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он как и каждый человек уникален и неповторим. Для того чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми каждый ребёнок должен знать, что он может, а что ему пока не удается. Его возможности ещё ограничены, но они совершенствуются и развиваются – завтра он обязательно сделает то, что не смог сегодня.

Нам необходимо постоянно поддерживать каждого ребёнка в разных ситуациях – как успеха, так и неудачи. Иными словами, в любом случае взрослые должны помогать ребёнку поверить в свои силы.

Уверенность в себе является важным качеством личности человека. Оно позволяет иметь и отстаивать собственно мнение, доверять себе и своим чувствам. Очень важно, чтобы чувство уверенности в себе складывалось у человека с самого раннего возраста.

Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками.

Более того, преемственность в воспитании и обучении детей в детском саду и семье является непременным условием социально-эмоционального развития ребёнка.

Воспитание базируется на положительных примерах в поведение взрослых. Поэтому педагогам дошкольных учреждений необходимо не только учитывать это самим, но и уделять внимание работе с родителями.

Поэтому перед педагогами стоит особая задача – заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь детского сада. Сделать их союзниками в своей работе. Родителей нужно постоянно держать в курсе событий, создавать возможности для ознакомления с результатами. В группах присутствуют разные формы определения активности родителей.

В своей работе следует избегать таких неэффективных способов педагогического воздействия, как долгие наставления и нравоучения, которые часто дают обратный эффект.

Целесообразно заранее продумывать позитивные способы воздействия, которые должны вытеснять прямые запреты и нарекания.

Инновационная технология модульный принцип обучения помогает в организации учебно- воспитательного процесса, создает благоприятные условия для преемственности воспитания и обучение детей, так как формирует положительный микроклимат при кризисном переходе одного возраста в другой.

Таким образом, реализация демократическим принципов воспитания и обучения детей дошкольного возраста посредством использования оригинальных методик, ориентированных на развитии уникальных способностей ребенка и вовлечение семьи в образовательный процесс, способствует подготовке его к жизни в меняющимся мире, формирует у него устойчивое стремление и умение учиться самостоятельно, обеспечивают сохранение индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной и экономической жизни. Поэтому будущее образования в создании воплощении в жизнь новых программ обучения, дифференцированных для разных групп обучающихся, учитывающих индивидуальные способности и потребности каждой личности

Список используемой литературы

  1. Фетисова С.Ю., Смертина Н.Е., Модульное перспективное планирование по изобразительной деятельности детей 4-5 лет.- Киров, 2003.- 47с.
  2. Фетисова С.Ю., Смертина Н.Е., Модульное перспективное планирование по изобразительной деятельности детей 5-6 лет.- Киров, 2003.- 56с.
  3. Фетисова С.Ю., Смертина Н.Е., Модульное перспективное планирование по изобразительной деятельности детей 6-7 лет.- Киров, 2003.- 48с.
  4. Иванова А.И. «Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ»: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление в ДОУ»).

Приложение

«Нам на улице не страшно» Приложение1

Модифицированная программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения с использованием модульного принципа.

Пояснительная записка

Актуальность создания модульного курса «Нам на улице не страшно» обусловлена:
- резким ростом автомобилизации;
-лидирующим местом травм, полученных в результате дорожно-транспортных происшествий в общем списке;
- отсутствием у дошкольников осознанной необходимости выполнения правил дорожного движения.
Анализ существующих программ обучения детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения показал, что они являются составной частью общей программы воспитания детей. Все занятия по обучению правилам дорожного движения напоминают школьную модель обучения, а игра, как основной вид деятельности дошкольного возраста теряет свою значимость и важность. Отказ от главного принципа дошкольной педагогики – обучение в процессе игры ведет к потере устойчивого интереса к занятиям, инициативы, любознательности и самостоятельности дошкольников.
Данные анализа свидетельствуют о необходимости разработки и внедрения системы занятий, которая сделает обучение дошкольников правилам дорожного движения более интересным, позволит реализовать принцип обучения в игре и поднимет уровень знаний детьми правил дорожного движения.

Модульный курс по обучению дошкольников правилам дорожного движения основывается на принципах:
-обучение в процессе игры, как главного принципа дошкольной педагогики;
-модульный принцип построения образовательной программы, позволяющий использовать ее как часть программы по основам безопасности детей дошкольного возраста, направленной на развитие у детей осознанного выполнения правил дорожного движения;
- последовательности - любая ступень в обучении ребенка правилам дорожного движения опирается на уже усвоенное в предыдущем модуле.
Цель модуля : формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улице через систему организации педагогической деятельности на модульной основе.
Достижению этой цели служит решение задач по изучению правил дорожного движения:
- создание условий для сознательного изучения детьми правил дорожного движения через интеграцию разнообразных видов деятельности (игровой, познавательной, продуктивной);
- повышение устойчивого интереса к занятиям по изучению правил дорожного движения;
- закрепление знаний у детей по дорожной тематике, формирование полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице.
Модульный курс реализуется в рамках изучения программы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром
и программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (под редакцией Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной). Структура модуля представлена системой обучающих занятий и развивающих мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах города на основе реализации модульного принципа.
При определении количества часов, отведенных на модуль, учитывались возрастные психологические особенности детей и задачи обучения дошкольников правилам дорожного движения на каждом возрастном этапе. Занятия, включенные в модуль, вписываются в сетку часов по каждому виду деятельности и являются составной частью педагогического процесса и не увеличивают общую нагрузку детей. Игровая деятельность, беседы, экскурсии, обучающие игры с задачей решения проблемных ситуаций осуществляются в свободное время.
Каждый модуль имеет свои цели, задачи, завязку и сюжет, вокруг которого объединяются занятия по дорожной безопасности по видам деятельности (познавательной, игровой, продуктивной). Он дает определенную сумму знаний по ПДД, необходимую именно в данной возрастной группе. Содержание модуля включает: во второй младшей группе умение различать виды транспорта, знакомство с понятиями улица, дорога, тротуар, светофор; в средней группе – знакомство с правилами перехода через улицу (пешеходный переход), правилами поведения в автобусе, закрепление знаний о видах транспорта; в старшей группе – расширение знаний о безопасном поведении в транспорте, при езде на велосипеде, о дорожных знаках; в подготовительной группе – закрепление знаний детей о дорожных знаках, видах перекрестков, участниках дорожного движения, безопасном движении по улице. В основе реализации модульного курса использовался принцип эмоционального восприятия, который позволил сделать педагогический процесс более интересным для дошкольников и реализовать принцип обучения в игре.
Сюжеты модулей послужили объединяющим стержнем для всех занятий, они позволили сделать цель обучения правилам дорожного движения понятной для детей. В модуль вошли следующие сюжеты: «Приключения автомобильчика» - долгосрочная игра во второй младшей группе, «Светофорчик в гостях у ребят» - герой игры Светофорчик ставит перед детьми проблемные ситуации, «Автомобильчик и Светофорчик открывают музей «Дорожная азбука» - совместная деятельность педагогов и детей по созданию музея правил дорожного движения, «Школа зеленого огонька» - переписка с инспектором ГИБДД.
Направление, в котором реализуется модуль – это взаимодействие педагогов и детей в процессе организации работы по обучению правилам дорожного движения.


Совместная деятельность с детьми включает 4 блока:

  1. Транспорт.
  2. Улицы города.
  3. Светофор.
  4. Дорожные знаки.

Обучение дошкольников ПДД на модульной основе способствует формированию оптимальных взаимоотношений между собой и с педагогом, что ведет к становлению личностно-ориентированной модели обучения.

Учебный план модуля (48)

Блоки 2 младшая средняя старшая подготовительная
Транспорт 2 3 5 4
Дорога и ее части 2 3 2 4
Светофор 1 2 5 2
Дорожные знаки 3 8 4
Количество 5 10 20 13

УДК 378.147 ББК 74.580.22 М 15

Л.С. Макарова

Доктор филологических наук, профессор кафедры французской филологии Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]

МОДУЛЬНОЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье анализируются вопросы, связанные с внедрением модульного структурирования образовательных программ. Определяется понятие модуля, указываются принципы проектирования модулей. Ставится проблема создания учебно-методического комплекса модуля (краткого модуля).

Ключевые слова: модульный подход, проектирование модулей, учебно-методический

комплекс модуля, междисциплинарная основа, компетенции, двухуровневая система образования, Болонская модель.

Doctor of Philology, Professor of the French Philology Department of Adyghe State University; Email: makaar@mail. ru

THE MODULE STRUCTURIZATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE CONTEXT OF REFORMING THE HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Abstract. An analysis is made of the questions related to introduction of the module structurization of educational programs. The concept of the module is defined and principles of designing modules are specified. The problem of creation of the module’s teaching-methodical complex (the short module) is set.

Keywords: the module approach, modules designing, a teaching-methodical complex of the module, an interdisciplinary basis, the competences, a two-level education system, the Bologna model.

Внедрение образовательных программ, построенных на основе модульного подхода, является одним из механизмов успешного решения задач, стоящих перед российским образованием в условиях активного реформирования. Модульный подход к обучению в России в последние годы осуществлялся в рамках реализации ряда международных проектов (в частности, в рамках программы Темпус), и до настоящего времени его распространение в российских учебных заведениях имеет фрагментарный характер. В российской педагогике высшей школы не разработано целостной методологии модульного подхода, что определяет актуальность рассмотрения связанного с этим подходом круга вопросов.

Основой для формирования методологии модульного подхода являются исследования по модульному обучению (В.А. Ермоленко, Т.Т. Новикова, И. Прокопенко, А.А. Муравьева,

О.Н. Олейникова, J.D. Russell и др.), концепции социального и педагогического проектирования (В.П. Беспалько, В.Г. Иванов, Л.И. Гурье, Г.Л. Ильин и др.), исследования по внедрению компетентностно-ориентированного подхода в образовании (И.А. Зимняя, Дж. Равен, А.В. Хуторский и др.).

В контексте внедрения модульного подхода требуют дальнейшей разработки такие проблемы, как определение основных принципов методики проектирования модульных

образовательных программ; формирование соответствующей терминологической базы; описание этапов проектирования модульных образовательных программ и др.

В отечественной образовательной системе модуль традиционно рассматривался как организационно-методическая структурная единица в рамках одной учебной дисциплины. Такая трактовка понятия «модуль» органично вписывается в модульно-рейтинговую систему обучения, которая активно используется в российских вузах и предполагает увеличение контрольных точек в ходе освоения студентом той или иной дисциплины. В этом смысле модуль, представляющий собой логически завершенную часть учебной дисциплины, получает оценку «на выходе», а оценка, в свою очередь, определяет рейтинг студента. Данный подход обеспечивает повышение мотивации к успеху в освоении учебной информации. При этом контрольно-оценочная составляющая позволяет систематически диагностировать и корректировать образовательный процесс.

Однако переход к двухуровневой системе обучения и внедрение принципов Болонской модели способствовали утверждению иного понимания модуля и модульной организации учебного процесса в целом. В логике Болонской модели речь идет о модульной структуре образовательной программы, об учебном плане, который строится на междисциплинарной основе как совокупность модулей, объединяющих ряд дисциплин и позволяющих комплексно формировать те или иные компетенции.

Это понимание модуля соответствует его первоначальной трактовке: Модуль - это «автономная, независимая единица в спланированном ряде видов учебной деятельности, предназначенная помочь студенту достичь некоторых четко определенных целей» .

Ниже мы будем понимать модуль как единицу образовательной программы (и соответственно учебного плана), включающую набор учебных дисциплин, отвечающий требованиям компетентностно-ориентированной модели профессиональной подготовки. Таким образом, модуль трактуется как выделяемая логически, относительно самостоятельная часть образовательной деятельности, направленная на формирование определенной компетенции (группы компетенций), с четко обозначенной трудоемкостью в виде зачетных единиц. По существу, данный подход можно обозначить как модульно-компетентностный . Такое понимание модуля является новым для российского высшего образования.

Структурирование учебной информации по «блочному» принципу (блоки ГСЭ, ЕН, ОПД и т.д.), которое было положено в основу предыдущих образовательных стандартов, предполагало совершенно иную модель учебного процесса. Как следствие, в практической деятельности научно-педагогических коллективов вузов доминировала идея создания учебно-методических комплексов дисциплин учебных планов, и отдельная дисциплина того или иного блока по-прежнему остается тем стержнем, вокруг которого организуется познавательная деятельность обучающихся.

Однако сегодня особую важность приобретает качественно иная проблема - проблема создания учебно-методических комплексов модулей, актуализирующая внедрение междисциплинарного принципа высшего профессионального образования.

Модульный подход к построению учебного плана основывается на следующих принципах: системность, индивидуальность, логическая завершенность, направленность на приобретение определенных компетенций .

Уходит в прошлое идеология, согласно которой образовательная программа состояла из относительно независимых дисциплин. Учебный план формируется как совокупность модулей, каждый из которых обеспечивает реализацию основополагающих компонентов образовательной программы: общетеоретического, профессионального и практико-

ориентированного. Результаты освоения указанных компонентов излагаются в форме компетенций как способность и готовность обучающегося к выполнению определенных действий в общей структуре профессиональной деятельности.

На передний план выдвигаются не количество часов в семестр и усилия преподавателей по обеспечению учебного процесса (ориентация на затраты), а сам

обучающийся со своими затратами труда («студентоцентризм») и формируемые компетентности. При этом необходимо обеспечить «изучаемость» (посильный объем часов и адекватную аттестацию обучающихся).

Авторы имеющихся разработок по проектированию модульных программ указывают, что при использовании данной технологии разработка образовательной программы и прогнозирование модулей предшествуют разработке учебного плана. В рамках модульного подхода особенно четко прослеживается понимание образовательной деятельности как технологического процесса . Проектирование модулей включает в себя сбор и анализ профессионально-ориентированной информации, описание формируемых компетенций, разработку средств обучения и контроля, прогнозирование возможных рисков, назначение ответственного за модуль.

Сначала формируются компетенции (результаты обучения), они согласуются с профессиональными стандартами и составляются на прогностической основе (в соответствии с профессиональными характеристиками выпускника, запросами работодателя). Затем устанавливается профиль (= специализация) и разрабатываются в комплексе учебный график, учебный план модульной структуры, рабочий учебный план и рабочие программы дисциплин и практик с указанием их локализации в семестрах и с учетом трудоемкости в виде зачетных единиц . Планирование осуществляется с учетом ограничений, установленных ФГОС ВПО (в части обязательных дисциплин, требований к недельной нагрузке, количеству недель обязательного обучения и т.д.).

Таким образом, соблюдается принцип проектирования от результатов обучения, формируемых в виде компетенций: компетенции, формируемые в рамках модуля, - фонды оценочных средств - содержание модуля; компетенции, формируемые в рамках дисциплины, - оценочные средства - содержание дисциплины.

Придание учебному плану модульной структуры предполагает существенную модернизацию различных сторон образовательного процесса. Одним из важных аспектов является выработка коллегиального решения по структурированию модулей, по формированию УМК модуля (так называемого «краткого модуля») и по установлению форм и видов контроля.

Именно применение компетентностного подхода позволяет определить логику и структуру каждого отдельного модуля. Компетенции представляют собой сложное образование, включающее такие компоненты, как знание (когнитивный аспект), умения и навыки (операциональный аспект), личностное отношение к осуществляемой деятельности (ценностно-смысловой аспект). В соответствии с таким пониманием компетенций представляется возможным классифицировать модули, образующие учебный план с учетом их структурно-функциональных характеристик: пропедевтический (теоретический), базовый (освоение обобщенных способов профессионально-ориентированных действий), инструментальный (формирование конкретных умений), внедренческий (реализационный) и рефлексивный (оценочный) .

Как уже указывалось, каждый модуль является относительно законченной самостоятельной структурной частью учебного плана. В учебно-методическом комплексе модуля указываются: 1) количество кредитов по данному модулю; 2) компетенции, формируемые в рамках данного модуля; 3) расшифровка компетенций в форме Дублинских дескрипторов (что студент должен знать (понимать, осознавать), на что способен, к чему он должен быть готов в результате освоения модуля, как он будет применять полученные знания, умения, навыки на практике; 4) перечень тем, изучаемых в рамках каждой дисциплины; 5) источники учебной информации по всему модулю; 6) формы итогового контроля.

Приведем пример матрицы для заполнения УМК модуля:

УМК модуля

№ модуля

Наименование модуля

Трудоемкость

Зачетные

Цель обучения

Ожидаемые результаты обучения Компетенции

Общекультурные:

Профессиональные:

Применение полученных знаний:

способен (готов) ...

Формирование критического мышления:

понимает (осознает), анализирует, устанавливает связи.

Развитие умений самостоятельной работы:

Наименование дисциплины... Дисциплина 1 Трудоемкость в зачетных единицах...

Наименование дисциплины. Дисциплина N ... Трудоемкость в зачетных единицах...

Методы преподавания

Лекции, упражнения, ролевые игры, тематические дискуссии, семинарские занятия, консультации, групповая проектная работа, элементы дистанционного обучения, научно-исследовательские сессии

Формы контроля

Текущий контроль: презентация, реферат, письменный тест, эссе, резюмирование основной литературы по изучаемому модулю, анализ кейсов, данных, текстов, портфолио.

Промежуточный: Выполнение тематических заданий и тестов на образовательной платформе МооШе.

Итоговый контроль: комплексный экзамен по всему модулю. Форма проведения: письменный или устный экзамен, презентация.

Литература

Дисциплина 1

Основная

Дополнительная

Дисциплина N Основная

Дополнительная

Педагогическим коллективам вузов предстоит большая работа по выработке критериев и индикаторов оценки результатов освоения модуля, формулируемых в виде компетенций. В российской высшей школе традиционно делался акцент на оценку знаний, но теперь необходимо разработать методику оценки компетенций.

Это не означает, что знания в принципе не подлежат оценке. Дублинские дескрипторы, которые стали одной из основ (вместе с ЕCТS) рамки квалификаций Европейского пространства высшего образования, определяют пять главных результатов обучения: знание и понимание, использование на практике знания и способности понимания, способность к вынесению суждений, оценке идей и формулированию выводов, умения в области общения, умения в области обучения . При использовании дескрипторов применяются описания того, что должен знать, понимать и/или уметь обучающийся при общем количестве переводных зачетных единиц ECTS.

Как мы видим, знания занимают одну из ведущих позиций в общей структуре ожидаемых результатов обучения, и в рамках компетентностного подхода речь идет о переходе от оценки отдельных знаний, навыков и умений к интегрированной комплексной и междисциплинарной оценке. Некоторые педагоги в принципе считают, что именно характер оценки результатов обучения позволяет размежевать квалификационный (ориентированный на приоритетную проверку знаний) и компетентностный (ориентированный на оценку оптимального соотношения способности, готовности и знания в применении к определенному виду деятельности) подходы .

Компетенции должны отвечать требованию диагностичности, что означает, что их можно выявлять и оценивать в ходе контроля. Но сам контроль в этом случае не должен сводиться к традиционной форме ответа на экзамене. Разумеется, выпускная квалификационная работа бакалавра должна позволить в полной мере выявить компетенции выпускника, но методику мониторинга компетенций следует применять систематически и последовательно с первых лет обучения. При этом будет возможно выявить компетенции разного уровня: начальные, базовые, продвинутые. Аудит образовательных программ рекомендуется осуществлять с позиций соответствия планируемых результатов критериям и методам оценивания.

Проверка компетенций связана не только со знанием, но и со способностью и готовностью решать определенный набор профессиональных задач различной сложности. Уровень их сформированности выявляется через проверку способности к формулированию и обоснованию доводов и решению проблем в рамках профессиональной области (являющейся в то же время областью изучения). Компетенция - это интегративное качество выпускника, которое выражается в способности эффективно решать профессиональные задачи, быть конкурентноспособным на рынке труда, успешно выстраивать свою карьеру. Таким образом, компетенции должны быть личностно-значимыми для обучаемого. В рамках каждого модуля формируется комплекс взаимосвязанных компетенций.

Модульное структурирование образовательной программы призвано содействовать повышению ее открытости, гибкости и нацеленности на увеличение доли самостоятельной работы студентов. Однако достижение этих характеристик связано с изменением алгоритма организации учебного процесса, и в этом процессе задействованы и студенты, и преподаватели, и администрация. Студент должен ознакомиться с УМК модулей на начальном этапе обучения. Это означает, что уже на этом этапе осуществляется совместная проектная деятельность преподавателей и студентов, учитывающая перспективы удовлетворения образовательных потребностей и дальнейшего профессионального развития.

Процесс перехода от традиционной схемы структурирования образовательной программы к модульной схеме требует значительных усилий и работы педагогов «в команде», т.к. модуль как системное целое не следует понимать как простое сложение отдельных дисциплин. Помимо структуры учебных элементов (дисциплин), образующих модуль, необходимо учитывать дополнительный интегрирующий компонент - то общее в содержании дисциплин, что позволило объединить их в один модуль для развития данной группы компетенций. Дидактическое содержание целостного модуля определяется проблемностью представленного в нем материала, комплексным формированием знаний и умений как основы для становления компетенций, общим тезаурусом, обеспечивающим интегрированность учебного материала. Отдельные модули могут во временном отношении совпадать с границами семестра. Но наряду с этим существуют и «сквозные» модули. Например, все практики одного вида (учебная, производственная и др.) могут быть охвачены одним модулем. Модульная технология построения учебного плана предполагает отказ от «линейной» образовательной траектории студента. Студенты могут изучать отдельные модули или их составные элементы в зависимости от индивидуальных образовательных потребностей.

Структурированная по модулям образовательная программа должна быть прозрачной и доступной для всех пользователей и, прежде всего, для студентов. Для каждого модуля должен быть разработан полный комплект методических документов, включающий УМК модуля, УМК отдельных дисциплин, УМП (учебно-методическое пособие), методические указания для студентов и методические рекомендации для преподавателей. Именно УМК модуля является тем документом, который в первую очередь предлагается студенту для ознакомления. Модульный подход в комплексе с инновационными технологиями должен обеспечить эффективное решение стратегической задачи практической профессиональной подготовки - формирование профессионала, готового к активной и творческой практической деятельности.

Примечания:

1. Ефимова С.А. Проектирование образовательных программ профессионального образования на основе модульно-компетентностного подхода: дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 183 с.

2. Шевелева Л.В., Синицин В.А. Научно-методические подходы к формированию модульных учебных планов // Ползуновский альманах. 2009. Вып. 4. С. 21-25. URL: http:// elib.altstu/ru.

3. Минин М., Муратова Е.А., Михайлов Н.С. Фонд оценочных средств в структуре образовательных программ // Высшее образование в России. 2011. Вып. 5. С. 113-118.

4. Куприков М.Ю., Сидоров А.Ю., Сыпало К.И. В УМО отточили инструмент // Аккредитация в образовании. 2011. Вып. 4. С. 17-21.

5. Быкова Л.В., Кочнева Е.Н. Структурно-функциональная модель образовательной программы, созданной на основе модульно-компетентностного подхода // Педагогическое образование в России. 2010. Вып. 3. С. 109-114.

6. Национальный Болонский центр. URL: http://www.bologna-center.com

7. Алкачева А.А. Квалификационный и компетентностный подходы в системе

дополнительного профессионального образования: сравнительная характеристика // Вестник

Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2011. Вып. 1. С. 11-15.

1. Efimova S.A. Projecting of the vocational educational programs on the basis of module and competence approach: Dissertation for the Candidate degree in Pedagogy. M., 2006. 183 pp.

2. Sheveleva L.V., Sinitsin V.A. Methodological approaches to the formation of modular curricula // The almanac of Polzunov. 2009. Issue 4. P. 21-25. URL: http://elib.altstu/ru.

3. Minin M., Muratova E.A., Mikhailov N.S. The fund of estimation means in the structure of educational programs // Higher education in Russia. 2011. Issue 5. P. 113-118.

4. Kuprikov M.Yu., Sidorov A.Yu., Sypalo K.I. In UMO the instrument was perfected // Accreditation in education. 2011. Issue 4. P. 17-21.

5. Bykova L.V., Kochneva E.N. A structural-functional model of the educational program created on the basis of module and competence approach // Pedagogical education in Russia. 2010. Issue 3. P. 109-114.

6. The National Bologna center. URL: http://www.bologna-center.com

7. Alkacheva A.A. The qualification and competence approaches in the system of additional vocational education: a comparative description // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». 2011. Issue 1. P. 11-15.

Основателем модульного обучения считается американский исследователь Дж. Расселл, который в работе «Modular instruction» (1974) определил модуль как учебный пакет, содержащий концептуальную единицу учебного материала и предписанные обучающемуся действия. В нашей стране модульное обучение получило интенсивное развитие в конце 80-х годов благодаря трудам исследователей и ученых С.Я. Батышева, Р.С. Бекировой, Н.В. Борисовой, Д. Е. Назарова, М. А.Чошонова, П. А. Юцявичене и др.

На современном этапе развития модульного обучения определены основные концепции и требования к содержанию обучения, однако единого мнения, однозначно определяющего технологию и базовые элементы обучения, нет. Это связано в основном с тем, что существуют разночтения основного принципиального понятия-«модуль», понятия «модульное обучение». По мнению авторов методического пособия «Концепция модульной технологии обучения в системе дополнительного профессионального образования», наибольшие затруднения внедрения модульной технологии связаны с разноречивостью или существенной неотработанностью дидактического определения понятия «модуль» .

Под модулем следует понимать автономную организационно-методическую структуру учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала (составленную с учетом внутрипредметных и междисциплинарных связей), методическое руководство (включая дидактические материалы) и систему контроля .

Цель модульного обучения - создание наиболее благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления дидактической системы к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе.

Особенности модульного обучения:

  • 1) обеспечение обязательной проработки каждого компонента дидактической системы и наглядное его представление в модульной программе и модулях;
  • 2) четкая структуризация содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса информационно-предметной системой оценки и контроля усвоения знаний (рейтинговый контроль), позволяющей корректировать процесс обучения;
  • 3) возможность различных вариантов обучения, адаптация учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.

Эти отличительные особенности модульного обучения являются основой высокой технологичности, которая определяется:

  • -структуризацией содержания обучения;
  • -четкой последовательностью предъявления всех элементов дидактической системы (целей, содержания, способов управления учебным процессом) в форме модульной программы; модулю и выносящиеся на контроль (обычно в тестовой форме) после изучения модуля.

Модуль должен содержать познавательную и учебно-профессиональную части. Первая формирует теоретические знания, вторая - профессиональные умения и навыки на основе приобретенных знаний. Соотношение теоретической и практической частей модуля должно быть оптимальным, что требует профессионализма и высокого педагогического мастерства преподавателя.

Исследователи утверждают, что модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся. Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать достаточная полнота учебного материала.

Таким образом, в модуле:

  • -излагается принципиально важное содержание учебной информации;
  • -дается разъяснение к этой информации;
  • -определяются условия погружения в информацию (с помощью средств ТСО, конкретных литературных источников, методов добывания информации);
  • -приводятся теоретические задания и рекомендации к ним;
  • -указаны практические задания.

В теории и практике модульного обучения исследователями приводится такое соотношение практического материала к теоретическому в модуле: 80% к 20%. В соответствии с принципом целевого назначения выделяют три типа модулей:

  • 1. Познавательные (для изучения основ науки);
  • 2. Операционные (для формирования навыков, умений и способов деятельности);
  • 3. Смешанные.

Модуль, выступая средством обучения, включает в себя: банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей, целевой план действий.

Государственные требования к содержанию профессиональных образовательных программ содержат следующее определение модуля: «Унифицированный обучающий модуль (УОМ) - это комплекс теоретических и практических, коллективных и индивидуальных занятий унифицированного назначения, объема и структуры, поддерживаемый рациональным учебно-методическим и информационно-техническим обеспечением» .

Обобщая мнения, можно сделать вывод, что в модуле запрограммирована определенная сущностная система. Модуль как структурно-функциональный узел включает в себя все параметры изучаемых систем: структуру, функции, свойства, способы жизнедеятельности. Модуль - стандартизированная, нормализованная единица.

Принципы проектирования модульной программы

Модульная программа - это дидактическая парадигма (рис. 1), состоящая из модулей, каждый из которых имеет вполне определенные деятельностные дидактические цели, достижение целей обеспечивается конкретной частью содержания учебного материала, усвоение дидактического материала диагностируется контрольными заданиями .

Рис. 1.

  • 1) компоновки содержания учебного предмета вокруг базовых понятий и методов;
  • 2) систематичности и логической последовательности изложения учебного материала;
  • 3) целостности и практической значимости содержания;
  • 4) наглядности представления учебного материала.

Модульная программа по учебному предмету проектируется на основе общепринятых принципов, но с учетом специфики модульного обучения.

Принципы модульного обучения

К принципам модульного обучения относятся следующие: модульности; структуризации; гибкости, оперативности; паритетности; реализации обратной связи .

Принцип модульности - вытекает из основной идеи модульного обучения - использование в процессе обучения модулей как основного средства усвоения обучающимися учебной информации о предполагаемой профессиональной деятельности. Принцип модульности обеспечивает индивидуализацию обучения, поскольку включает в себя возможность вариативности его содержания и способов его усвоения в зависимости от уровня базовой подготовленности обучающихся, а также особенностей их профессиональной специализации.

Принцип структурирования содержания обучения предполагает деление учебного материала в рамках модуля на структурные элементы, перед каждым из которых ставится вполне определенная деятельностная дидактическая цель, а содержание обучения представляется в объеме, обеспечивающем ее достижение. Модульной программой реализуется комплексная дидактическая цель, включающая в себя интегрирующие дидактические цели, достижение каждой из которых обеспечивает конкретный модуль. Содержание модуля структурируют на учебные элементы, которым соответствуют частные дидактические цели, причем каждый учебный элемент должен соотносится с определенным функциональным элементом профессиональной деятельности (рис. 2).

Рис. 2

Принцип системности (по Л.Д. Столяренко) предполагает:

  • -системность содержания, т.е. необходимое и достаточное знание, без наличия которого ни дисциплина в целом, ни любой из ее модулей не могут существовать;
  • -чередование познавательной и учебно-профессиональной частей модуля, обеспечивающее алгоритм формирования познавательно-профессиональных умений и навыков;
  • -системность контроля, логически завершающего каждый модуль, приводящая к формированию способностей обучаемых трансформировать приобретенные навыки и профессиональные умения.

При модульной интерпретации учебной дисциплины следует установить число и наполняемость модулей, соотношение теоретической и практической частей в каждом из них, их очередность, содержание и формы модульного контроля, содержание и формы итогового контроля.

Принцип гибкости как стержневая характеристика технологии модульного обучения означает способность оперативно реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся научно-техническим и социально-экономическим условиям. Этот принцип затрагивает структурный, содержательный и технологический аспекты учебного процесса.

Учебный процесс, регламентируемый модульным учебным планом, по мере изменения характера или набора поведенческих моделей педагога и с учетом индивидуальных особенностей обучающихся может преобразовываться путем изменения количества, структуры и последовательности освоения модулей (структурная гибкость). Содержательная гибкость отражается в дифференциации содержания обучения, а технологическая - в вариативности методов обучения и мобильности контроля и оценки.

Принцип оперативности предполагает в первую очередь необходимость организации системы оперативной обратной связи в учебном процессе с целью своевременного контроля, коррекции и оценки успешности изучения модуля.

По Л.Д. Столяренко , контроль по модулю может быть: содержательным, деятельностным либо содержателъно-деятелъностным (изучение материала, выполнение эксперимента, решение задач). Целью создания каждого модуля является достижение заранее планируемого результата обучения. Итоги контроля по модулю характеризуют в равной мере и успешность учебной деятельности студента, и эффективность педагогической технологии, выбранной преподавателем .

Принцип паритетности подразумевает, что одним из факторов, определяющих успешность изучения модуля, является уровень субъект-субъективных отношений между педагогом и слушателем. В отличие от классической схемы «педагог-передатчик» -«студент-получатель», отводящей обучающемуся роль пассивного участника учебного процесса, технология модульного обучения предполагает сотрудничество между педагогом, выступающим в роли консультанта-координатора, и обучающимся, самостоятельно усваивающим учебный материал модуля.

Принцип реализации обратной связи обеспечивает управление учебным процессом путем создания системы контроля и самоконтроля усвоения учебного материала модуля, позволяет перевести информационно-контролирующие функции преподавателя в собственно-координирующие функции обучающегося.

Особенности концепции модульной системы по отношению к другим дидактическим системам:

  • 1. Содержание обучения должно быть представлено в законченных самостоятельных информационных блоках. Дидактическая цель формируется для обучающихся и содержит в себе указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения.
  • 2. Модули позволяют перевести обучение на субъект - субъектную основу.
  • 3. Обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке (адекватной самооценке) своих действий и деятельности в целом.
  • 4. Наличие модулей позволяет преподавателю индивидуализировать работу с конкретным студентом путем консультирования.

Ценность модульной системы обучения проявляется в том, что она, воспитывая умение самостоятельно учиться, развивает рефлексивные способности.

Индивидуализация обучения решает актуальнейшую задачу - подготовку специалистов, способных быстро адаптироваться в новых условиях, принимать адекватные решения и выполнять поставленные задачи .

Технологии блочно-модульного обучения

Существенной характеристикой модульного подхода как современной педагогической технологии является всесторонний анализ процесса обучения в определенном типе учебного заведения. Разбивка учебной информации на «элементарные порцию), выявление логических и психолого-педагогических связей между ними, определенная стандартизация учебного процесса на основе этих связей, актуализация самоконтроля самим обучающимся - отличительные особенности модуля .

Концепции блочно-модульной технологии обучения :

  • 1. Предварительное проектирование учебного процесса;
  • 2. Центр внимания - учебно-познавательная деятельность самого обучающегося (успешность обучения в любом случае достигается эффективностью учебной деятельности);
  • 3. Диагностика целесообразности и объективного контроля результатов;
  • 4. Целостность учебного процесса как педагогической системы. При модульном обучении цели формируются в терминах методов деятельности и способов действий.

Основным средством модульной технологии, кроме модуля как части программного материала учебной дисциплины, является сформированная на основе модулей модульная программа .

Структура модульной программы.

Общая схема определения структуры модульной программы содержит следующие этапы (по П.А. Юцявичене):

  • 1) определение комплексной дидактической цели и названия модульной программы;
  • 2) определение интегрирующих целей и названий соответствующих им модулей;
  • 3) построение структуры модульной программы;
  • 4) определение структуры частных целей в составе каждой интегрирующей дидактической цели;
  • 5) построение структуры конкретного модуля на основе структуры частных целей.

Структурные элементы (субмодули). В соответствии с модульной программой определяется содержание структурных элементов каждого модуля, которое должно включать в себя:

  • -дидактические цели, формирующие целевую программу действий для обучающихся; - собственно учебный материал, структурированный на учебные элементы, а также методическое обеспечение процесса его освоения;
  • -информацию о способах контроля и самоконтроля, а также о возможных способах освоения данного учебного материала.

Особенности блочно-модульной технологии. На основе исследования Р.С. Бекировой можно выделить следующие особенности:

Обучение, построенное только или преимущественно на передаче информации, должно быть заменено или существенно дополнено обучением деятельностью, ориентированной как на настоящее, так и на будущее. Основной акцент делается на организацию различных видов деятельности обучаемых. Меняется статус преподавателя: передатчик информации превращается в менеджера учебного процесса.

Изменение формы взаимодействия преподавателей и обучаемых, а также обучаемых между собой. На смену традиционным приходят формы активного обучения: дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, разновидности-дискуссии, тренинги и т. п.

Изменение психологического аспекта - изменение целей, содержания и формы обучения - оказывает существенное влияние на характер общения преподавателя и обучаемого, на атмосферу их взаимодействия. Партнерство, равенство личностей в поступках, ответственность в выборе, положительный эмоциональный фон - все это становится доминантой отношений.

Сущность модульного обучения, основанная на компетентностном подходе, заключается в самостоятельной работе учащихся с раздаточным обучающим материалом, который содержит программу действий, банк информации, дополнительные материалы и методические рекомендации по достижению поставленных дидактических целей. Каждым учащимся должны быть осознаны и приняты близкие, средние и дальние перспективы обучения. Ему предлагается модульная программа на весь курс, и дидактическая цель должна являться для него личностно значимым и ожидаемым результатом .

Основы конструирования учебно-программной документации. Принципы проектирования модуля

  • 1.Каждый модуль рекомендуется начинать:
    • -с входного контроля знаний и умений (для определения уровня готовности обучаемых к предстоящей самостоятельной работе);
    • -с выдачи индивидуального задания, основанного на таком анализе. Заданием могут быть, например, реферат по результатам анализа знаний, расчетно-графические задания, контрольная работа, тесты, письменные опросы и т. п. .
  • 2. Содержание модуля должно основываться на структурировании деятельности обучаемых в последовательности этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, систематизация (большие возможности предоставляются для осуществления проблемного обучения) .

Определение содержания каждого модуля необходимо проводить с учетом следующих требований:

  • -учебный материал следует представлять в виде относительно законченного блока с единым содержанием;
  • -содержание учебного материала должно обеспечивать достижение дидактической цели каждым обучаемым;
  • -нужно использовать различные методы и формы обучения, обеспечивающие оптимальные пути достижения поставленной дидактической цели.

Выделение модулей внешне сходно с делением учебного материала на части (порции, шаги) в программированном обучении, но есть и существенное отличие. В программированном обучении материал дробят на небольшие, последовательные части, расположенные в определенном порядке. При модульном обучении наименьшей единицей содержания обучения считают определенную тему или фрагмент темы, отвечающий конкретной дидактической цели и называемый модулем. Каждый модуль - достаточно самостоятельная структурная единица курса и обеспечивается справочной и учебной литературой, всеми необходимыми дидактическими материалами, в частности, для контроля знаний. Модульное построение учебного процесса требует изменений в организации работы студентов. Возможность студенту прослушать не весь курс, а изучить только ряд модулей, выдвигает на первый план необходимость реализации в более полном объеме принципа сознательности и активности в обучении. Для этого необходимо соблюдение следующих правил:

  • -индивидуализации содержания обучения на основе данных исходной диагностики знаний;
  • -построения индивидуальной программы прохождения обучающих модулей;
  • -доведения до обучаемых всей модульной программы на продолжительный период, курс, учебный год, весь период обучения;
  • -точного указания частных и общих дидактических целей каждого модуля с целью ориентации обучаемых на ожидаемые результаты.
  • 3. Модуль всегда должен заканчиваться:
  • 1)контрольной проверкой знаний: промежуточным и выходным контролем проверяется уровень усвоения знаний и выработки умений в рамках одного или нескольких модулей;
  • 2)анализом результатов изучения модуля: по результатам контроля проводятся соответствующая доработка, корректировка и установка на последующий модуль .
Выбор редакции
Перегрев двигателя автомобиля – проблема, с которой может столкнуться каждый водитель. В этой статье мы можем узнать: - как вовремя...

Часто причиной неисправности картриджа становится износ его основных компонентов - фоторецепторного барабана, чистящего лезвия,...

Вконтакте ОдноклассникиЛазерный картридж состоит из отделения отработанного тонера и тонерного отсека. В состав отделения для...

Тем, кто разочаровался в растворимом кофе со стиков но не может обойтись без бодрящего чарующего напитка, пора обзаветись собственной...
Представьте, что вы первый раз столкнулись с необходимость разработки сайта. Как ничего не забыть по дороге и уже на начальном этапе...
Компания ИнжПласт занимается поставками трубы Корсис уже много лет, напрямую сотрудничая с заводом-производителем, а значит цена труб...
Требует предварительного расчета нагрузки общей массы конструкции на каждый элемент опоры. От этих данных зависит расстояние между...
Бетонный пол в бане является хорошей альтернативой деревянному, особенно в мокрых помещениях под укладку плитки. Конечно по времени и по...
Кирпич как универсальный строительный материал известен человечеству уже много веков. Этот кладочный камень имеет вид прямоугольного...